Стиль воспитания властной мамы. Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка. Пренебрежительный стиль воспитания

Стиль воспитания (общения) в семье – это совокупность частных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для развития ребенка и его подготовки к общественной жизни. В основном рассматривается преобладающий тип родительского влияния на ребенка, но при этом необходимо учитывать: кто из членов семьи доминирует и как он доминирует, а также значимость влияния какого-либо члена семьи на ребенка. Однако, часто можно наблюдать разногласия супругов по отношению к одному и тому же поступку ребенка, которые формируются в зависимости от стилей отношения между родителями.

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Стили воспитания в семье

Стиль воспитания (общения) в семье – это совокупность частных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для развития ребенка и его подготовки к общественной жизни. В основном рассматривается преобладающий тип родительского влияния на ребенка, но при этом необходимо учитывать: кто из членов семьи доминирует и как он доминирует, а также значимость влияния какого-либо члена семьи на ребенка. Однако, часто можно наблюдать разногласия супругов по отношению к одному и тому же поступку ребенка, которые формируются в зависимости от стилей отношения между родителями.

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Родители отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимание на мнение детей и не признавая возможностей компромисса. В таких семьях высоко ценится послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание всегда наказывается, часто физически. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считая нужным как то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.

Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

Тот факт, что в прошлом многие люди в Германии последовали за Гитлером, приписывают тому, что они воспитывались в условиях авторитаризма, который требовал от них беспрекословного подчинения. Таким образом, родители как бы «создали условия» для Гитлера.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. Дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными , неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Авторитарный стиль воспитания делает одних детей безвольными и неуверенными, а в других он порождает агрессивность. Первые не делают попыток научиться самостоятельно принимать решения и «ломаются» как личность. Вторая категория детей из семей с авторитарным стилем воспитания с возрастом приобретает большое количество негативных черт характера: неумение идти на компромисс, конфликтность, жестокость и агрессию .
Родительский диктат сказывается на неумении детьми решать конфликты путем обсуждения. Чаще всего с возрастом они приемлют лишь силовой способ решения проблемы.

Влияние авторитарного стиля воспитания на адаптацию в обществе
Дети из семей с авторитарным стилем воспитания имеют низкую самооценку. Они не могут быть инициаторами какой-нибудь положительной деятельности. Вдобавок к этому особенность спонтанного действия и неуравновешенность делает таких детей по мере их взросления опасными для общества.
Единственное, что может удержать воспитанного в атмосфере «домашней диктатуры» человека от совершения антиобщественных действий, – страх перед наказанием, но это характерно лишь для малышей и подростков. С возрастом такой страх проходит.

2.2 Попустительский стиль семейного воспитания

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на их внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют метод наказания и поощрения. Они могут наказать ребенка и тут же поощрить его. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребенком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж .

При попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», "Нельзя", указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.

Такие родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно", что "неправильно". Родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют чересчур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.

Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на критику в свой адрес, при этом у них всегда кто-то виноват. Они не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть всё время на виду, и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Нередко родители таких детей говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не происходит. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.

Влияние попустительского стиля воспитания на характер ребенка

Младшие школьники из таких семей не любят ни умственный, ни физический труд. Во время урока они очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Они могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством.

Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными. Они более подвержены таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии, среди них высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия. Исследования показали, что существует связь между попустительским воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью.
Так как детей не научили контролировать себя и следить за своим поведением, то у таких детей меньше шансов развить чувство самоуважения. Недостаток дисциплины вызывает у них желание самим установить какой-либо надзор, поэтому они “прилагают много усилий для установления контроля над своими родителями и пытаются добиться от них контроля над собой”.

Влияние попустительского стиля воспитания на адаптацию в обществе
Неудовлетворенные психологические потребности приводят детей к тому, что они становятся “уязвимыми и неспособными противостоять ежедневным проблемам, что мешает ребенку в полной мере участвовать в жизни общества”. А это, в свою очередь, препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки. Не имея высоких целей и надежд, дети обычно с трудом контролируют свои импульсы, они проявляют незрелость и не желают брать на себя ответственность”.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

2.3 Демократический стиль воспитания

Для демократического стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Демократические родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от родителей попустительского стиля, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей и при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. “Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские”. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.
У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств. Когда родители ценят и уважают мнение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам.
Демократические родители устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Они дают им понять, что всегда помогут, когда это будет необходимо. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их. В общем, для этого стиля воспитания характерно взаимопонимание между родителями и детьми и взаимное сотрудничество.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Более того, в отличие от других детей они лучше приспособлены к жизни.

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.

Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.

В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка.

Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.

В семьях с демократическим стилем воспитания родители поощряют детскую самостоятельность и личную ответственность. Взросление ребенка происходит в атмосфере взаимопонимания и эмоциональной поддержки. Дети знают, что в них верят. Тем самым они стараются оправдать доверие родителей и достичь лучших результатов.

Влияние демократического стиля воспитания на характер ребенка
По данным исследований, дети демократичных родителей занимают первое место по уровню самоуважения, способности приспосабливаться к руководству и интересу к вере в Бога, исповедуемой родителями. Они уважают авторитеты, ответственны и контролируют свои желания. Эти дети более уверены и ответственны, поэтому вероятность злоупотребления ими наркотиками или алкоголем значительно меньше, как и возможность быть вовлеченными в преступную деятельность. У них также отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности.

Исследования также показывают, что такие дети менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними. Так как демократичный стиль воспитания обеспечивает баланс между контролем и независимостью, то его результатом являются компетентные, ответственные, независимые и уверенные в себе дети. У таких детей вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно выше, они менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни.

Ключевыми чертами их характера являются уверенность в себе, ответственность, умение обсуждать сложные вопросы.

Влияние демократического стиля воспитания на адаптацию в обществе
Дети из семей с демократическим стилем воспитания, как правило, хорошо учатся, умеют строить отношения со сверстниками, не подвержены негативному влиянию со стороны других. Они неагрессивны, осознают свои цели и объективно оценивают возможности, поэтому могут добиться в жизни больших успехов.

Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

2.4 Опекающий стиль воспитания (гиперопека)

Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Лежащее в основе гиперопеки стремление матери "привязать" к себе ребенка, не отпускать от себя часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и прежде всего ее страх одиночества, или более широко - страх отсутствия признания, лишения поддержки. Поэтому тревожные и тем более пожилые матери склонны к большей опеке.
Другой распространенный мотив гиперопеки - существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие.
Им кажется, что с детьми обязательно что-то может случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей, большинство из которых на поверку оказываются плодом мнительного воображения родителей.
Гиперопеку, обусловленную страхом одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой потребности в психологической защите прежде всего самого родителя, а не ребенка.
Еще одна причина гиперопеки - инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому.
Гиперопека проявляется не только в ограждении ребенка от всего, что, по мнению взрослых, может повредить здоровью; но и в игнорировании собственных желаний малыша, в стремлении все делать за или вместо него - одевать, кормить, умывать, а по сути - жить вместо него. Жесткое следование режиму, страх отступить от правила – все это проявления чрезмерных страхов родителей, которые зачастую оборачиваются невротизацией и детей, и самих взрослых.
Взрослые всегда спешат. Маме некогда ждать, когда малыш натянет колготки или застегнет пуговицы, ее раздражает, что он долго сидит за столом и размазывает по тарелке кашу, обливает себя молоком, не умеет толком умыться и вытереть руки. И не обращая внимания на то, как ребенок пусть пока еще и неловко, но упорно старается просунуть пуговицу в петлю, настойчиво пытается справиться с непослушным мылом, отстраняет его руки: "Дай я сама сделаю, как следует". Стремление сделать все за ребенка проявляется и в том, как взрослые играют с ним. Малыш пытается собрать пирамидку, но у него не получается надеть колечко на стержень, он хочет открыть коробку, но крышка "не слушается" его, он пытается завести ключом машинку, но ключ "не хочет" поворачиваться в отверстии. Ребенок сердится, бежит к маме. И заботливая мама, вместо того, чтобы похвалить его за старание, поддержать и терпеливо помочь ему вместе справиться с трудностями, сама собирает, открывает, поворачивает.
В сущности, за стремлением делать все за ребенка скрывается недоверие к его возможностям. Взрослые откладывают воспитание самостоятельности на будущее, когда малыш подрастет: "Сделаешь сам, когда вырастешь". А когда он подрастает, вдруг оказывается, что он ничего не умеет и не хочет делать самостоятельно. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях или детском саду! Одни сами открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают на себя курточки и сапожки, радостно бегут на прогулку, другие безучастно сидят на банкетке и ждут, пока их оденет воспитатель. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые накормят, умоют, уберут, предложат интересное занятие – вот следствие гиперопекающего стиля воспитания, который формирует у ребенка общую установку на жизнь не только в семье, но и в боле широком социальном контексте.

Гиперопека может обернуться и другой крайностью. Стараясь вырваться из-под контроля взрослых, ребенок может стать агрессивным, непослушным, своевольным. Многие жалобы родителей на негативизм, упрямство, строптивость малышей, которые наиболее ярко проявляются к концу раннего возраста, в период кризиса 3-х лет, обусловлены непониманием взрослыми стремления ребенка взрослеть. В старших возрастах эти качества могут закрепиться, стать устойчивыми чертами личности. Главная неблагоприятная роль гиперопеки - передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой.
В большинстве случаев родители довлеют над своими «чадами» на протяжении всей жизни, что способствует развитию инфантилизма (сохранению у взрослых психических черт, свойственных детскому возрасту). Проявляется в незрелости суждений, эмоциональной неустойчивости, нестабильностью взглядов. Именно под влиянием этого стиля вырастают «маменькины сынки».

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.

Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Влияние гиперопекающего стиля воспитания на характер ребенка

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой - к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации.

Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными.

Постоянный контроль и ограничения могут с возрастом сформировать у ребенка скрытность, умение хитрить. В подростковом возрасте ребенок может начать сознательно использовать ложь как средство самозащиты от бесконечного внедрения взрослых в свою жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от родителей, особенно опасному в этом возрасте.

Ребенок, привыкший к чрезмерной опеке, может стать послушным, удобным для родителей. Однако за внешним послушанием часто скрывается неуверенность в себе, в своих силах, боязнь ошибиться. Гиперопека подавляет волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, воспитывает покорность, безволие и беспомощность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия, своевременное формирование различных умений и навыков. Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству. Большинство учеников 4-6 классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел, считая, что они не справятся с ними. Среди учащихся 7-8 классов оказалось столько же ребят, не участвующих в жизни семьи, но число недовольных подобной опекой, было в несколько раз меньше. Этот опрос показал, как постепенно угасает желание детей быть активными, брать на себя различные обязанности, если взрослые препятствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они "ленивы", "несознательны", "эгоистичны" оказываются запоздалыми и во многом несправедливыми. Ведь мы сами, желая детям добра, оберегая от трудностей, с малых лет воспитываем в них эти качества.

Влияние гиперопекающего стиля воспитания на адаптацию в обществе
Последствием гиперопеки может стать формирование зависимости от чужого, в том числе и негативного влияния других людей.

Это порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.

2.5 Отчужденный стиль семейного воспитания

При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе.

В такой семье родители или "не видят" своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии (психологическая дистанция). Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками.

В семье никого не интересует развитие или духовный мир ребенка, его держат на дистанции, предпочитая не общаться вообще. В младшем возрасте он чудовищно страдает из-за такого отношения.

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

Каким вырастит ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания

Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.

В будущем из такого человечка может вырасти как прекрасный любящий родитель, который постарается дать своим детям все, чего он был лишен в детстве, так и неуправляемый, агрессивный тип, мечтающий отомстить всему миру за собственные обиды.

Подростки часто имеют проблемы с законом.

2.6 Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)
Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками.
У родителей, особенно у матери не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно ласковых проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Со временем ребенок становится неуправляемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Фрустрация - психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.

Влияние хаотического стиля воспитания на характер ребенка
Под влиянием хаотического стиля воспитания ребенок будет пренебрегать мнением родителей. По мере взросления может проявиться неуправляемость.
Регулярная «смена
курса » воспитания способна спровоцировать в детях повышенную неуверенность, импульсивность, заниженную самооценку и отсутствие чувства ответственности.

Влияние хаотического стиля воспитания на адаптацию в обществе
Дети из семей с хаотическим стилем воспитания узнаваемы по отсутствию самоконтроля, тревожности и импульсивности. Под влиянием родителей они легко меняют свое мнение, могут совершать противоречивые поступки.
Характерным является неумение доводить до конца начатое. Чаще всего это обусловлено вовсе не отсутствием навыков, а именно эмоциональным состоянием.

Невро́з, психоневро́з, невроти́ческое расстройство (новолат. neurosis от др.-греч. νεῦρον - «нерв») - в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.

Подхалимаж - это когда приходится что-то делать, ради чего-то или кого-то, с целью за это получить выгоду.


Многие родители задаются вопросами: как укреплять эмоциональную связь между членами семьи, как сообща справляться с трудностями? Как членам семьи заботиться друг о друге и поддерживать друг друга в сложные времена? Наконец, как сделать так, чтобы трудности только сплачивали семью? Открытые разговоры о том, как каждый из вас справляется с трудными ситуациями, может натолкнуть ваших близких на важные мысли и полезные решения.

Обеспечивать стабильность и порядок в семье в условиях неопределенности – чрезвычайно ответственное задание для родителей. Но вместе с тем оно позволяет им укреплять эмоциональную связь всех членов семьи друг с другом.

Общение между родителями и детьми является очень важным элементом, который лежит в основе прочных взаимоотношений. Доверительное и теплое общение создает комфортную и любящую атмосферу в семье, в которой каждый чувствует себя уверенно.

В результате многочисленных исследований в сфере развития детей ученые пришли к единому выводу, что лучший стиль воспитания – это демократичный стиль.

Что такое демократичный стиль воспитания

В 60-х годах ХХ века американский психолог Диана Баумринд описала три стиля воспитания детей дошкольного возраста: авторитарный, демократичный и индифферентный.

Демократичный стиль воспитания ставит в центре всего воспитательного процесса ребенка. Данный стиль воспитания подразумевает разумные требования и высокую отзывчивость родителей. Демократичные родители могут иметь высокие ожидания от своих детей, но при этом они предоставляют им ресурсы и поддержку, которые необходимы для успеха в жизни. Демократичные родители прислушиваются к своим детям и демонстрируют им свою любовь и поддержку, при этом устанавливая ограничения и правила.

Дети, которых воспитывают в демократичном стиле, как правило, обладают сильными навыками саморегуляции, уверенностью в себе и в будущем способны строить счастливые отношения. Исследования психологов показывают, что, даже придерживаясь демократичного стиля воспитания, родители должны быть гибкими и учитывать цели, которые они ставят перед ребенком, а также особенности его характера.

Воспитывая ребенка в таком стиле, родители способствуют тому, чтобы он максимально развил свой потенциал:

  • родители помогают ребенку поставить цели и устанавливают ограничения в соответствии с возрастом, способностями и интересами ребенка;
  • родители поощряют ребенка, хваля его и отмечая его достижения;
  • родители устанавливают позитивные взаимоотношения с ребенком, регулярно выделяя время на игры и совместные занятия, общение и обсуждение текущих событий;
  • родители устанавливают для ребенка правила, способствующие его развитию, формируют дисциплину, учат уважению к себе и окружающим.

Демократичный стиль воспитания позволяет родителям вырастить ребенка уверенным в себе и успешным.

Родители, которые воспитывают ребенка в демократичном стиле, учат их рассуждать и самостоятельно выполнять работу. Но при этом их ожидания от ребенка достаточно высоки. Когда ребенок нарушает установленные правила, родители устанавливают ему справедливые последствия за его поступки.

Однако демократичные родители должны проявлять гибкость. Если поступок ребенка неоднозначен, родители позволяют ему рассказать о причинах его поведения и объясняют, в чем он был неправ. Демократичные родители последовательны в своем воспитании и учитывают все обстоятельства, которые привели ребенка к тому или иному поступку.

Почему демократичное воспитание работает

Демократичные родители для ребенка являются образцом для подражания. Поэтому они должны демонстрировать такое же поведение, какое ожидают от ребенка. Так он усваивает правильные модели поведения и начинает их придерживаться. Четкие и справедливые правила, установленные родителями, позволяют ребенку понять, чего от него ожидают.

Родители понимают эмоции ребенка, а также хорошо умеют контролировать собственные эмоции. Так ребенок сам учится самоконтролю.

Демократичные родители также позволяют ребенку принимать самостоятельные решения. Это дает ребенку понять, что он способен самостоятельно выполнять свои обязанности, а также развивает у него самооценку и уверенность в себе.

Демократичный стиль во многом противоположен авторитарному. Последний предполагает высокие ожидания от ребенка при небольших проявлениях заботы о нем.

Представьте ситуацию: двое детей украли конфеты в магазине. Одного из детей родители воспитывают в демократичном стиле, поэтому дома он получит справедливое наказание, соответствующее тяжести его проступка. Он должен будет вернуть конфеты и извиниться перед владельцем магазина, после чего две недели его не будут выпускать гулять. Родители поговорят с ним о том, что воровать нельзя, поддержат и будут способствовать тому, чтобы такое поведение не повторилось.

Другого ребенка воспитывают в авторитарном стиле. Когда ребенок вернется домой, оба родителя накричат на него. Отец применит к нему физическое наказание, лишит ужина и заставит провести остаток дня в своей комнате. Родители никак не объяснят свое наказание, поэтому ребенок так и не поймет, в чем он неправ.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена теме семейного воспитания. Взаимоотношения родителей с детьми зачастую имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.

ABSTRACT

The article is devoted to the theme of family education. The relationship of parents with children is often of an educational nature. Educational work of parents in the family is, first of all, self-education. Consequently, each parent needs to learn life as a teacher, learn to manage relationships with children. The study of educational, pedagogical relations that arise between parents and children is of special importance for preventing deviations in the moral development of school children.

Тема «Характеристика стилей семейного воспитания » часто рассматривается в педагогической литературе. Большой объем информации, имеющейся в свободном доступе, позволяет ей пользоваться и применять на практике, но зачастую родители не всегда задумываются о том, как надо воспитывать и какое влияние их действия оказывают на развитие ребенка. Давайте поразмышляем, ведь и правда родители не посещают ежедневно курсы по воспитанию детей, не сидят на научных сайтах ночами, ну и конечно, не каждый родитель является педагогом-воспитателем. В повседневной жизни при малейшем недопонимании с ребенком мы не можем поставить ситуацию на паузу и сбегать к соседке за советом либо прочитать статью по теме. Но не стоит сильно расстраиваться, ведь многие негативные последствия семейного воспитания можно предотвратить, зная основные характеристики стилейродительского поведения. Стили семейного воспитания экспериментально исследовались через опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В.Юстицкиса, тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, тест для родителей «Ваш стиль воспитания» В.В. Столина.

По стилю отношений между родителями и детьми в семье различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

  • Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие);
  • Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому);
  • Авторитарный (автократический, диктат, доминирование);
  • Авторитетный (демократический, гармоничный стиль, сотрудничество).

Анализируя педагогическую литературу, можно отметить, что по проблематике семейного воспитания нет конкретных рамок, родители не всегда применяют в общении с детьми один и тот же стиль воспитания. Обращаясь к практике, можно заметить, что отцы, как правило, воспринимаются мальчиками и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что семейный стиль, в известной мере, компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.

Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей, во второй – поведение детей в результате применения стиля.


Таблица 1.

Попустительский стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)

Поведение детей (Д.)

Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Такие Р. любят повторять: «Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком». Ключевые слова попустительского стиля: «Делай как хочешь! »

(Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д., к которым безразличны Р., проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.

Таблица 2.

Либеральный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)

Поведение детей (Д.)

В отличие от Р., придерживающихся попустительского стиля, либерально настроенные Р. намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: «Делай то, что считаешь нужным».

Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. не способны контролировать их поступки. Чаще всего в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо, наоборот, неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.

Поведение родителей (Р.)

Поведение детей (Д.)

Родители, выбравшие авторитарный стиль, демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок, и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: «Делай, как я хочу!»

Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до них дела. Формируется личность со слабым Я, не способная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.

Таблица 4.

Демократический стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.)

Поведение детей (Д.)

Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: «Я хочу тебе помочь. Я слушаю тебя. Я тебя понимаю».

Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.

Вероятно, после ознакомления с характеристиками стилей у вас возник вопрос: «Как же так? В нашей семье не применяется ни один из этих стилей!», или «В нашей семье все стили имеют место быть!», или «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете правы. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат – с невмешательством в зависимости от ситуации.

Беспорядочное чередование стилей , непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться с заботой, и тогда сотрудничество перерастает в гиперопеку. В некоторых источниках можно встретить описание рассудительного и состязательного стилей, но их, опять же, можно рассматривать как варианты основных 4 стилей.

Так как же нужно воспитывать детей? Применение одного только демократического стиля не всегда бывает эффективным, хотя в плане развития личности он, безусловно, лучший.

Таким образом, стиль воспитания, характер отношений родителей к детям меняется не только во времени, но и в пространстве. Так, европейская культурная традиция исходит из того, что наиболее строгие требования нужно предъявлять к дисциплине младших детей, а по мере взросления ребенка дисциплина должна ослабевать, и ему следует предоставлять все большую самостоятельность. У некоторых исламских народов (турки, афганцы, курды) воспитание очень строгое, суровое, с заметным акцентом на наказание. В то же время японцы предоставляют малышам максимум свободы, практически не ограничивая их. Приучение к дисциплине, причем в весьма строгой форме, происходит здесь, в противоположность европейскому воспитанию, с взрослением ребенка, усваивающего нормы и правила поведения старших.

Выбор стиля семейного воспитания, прежде всего, зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. Сколько родителей – столько и мнений.


Список литературы:

1. Варга А.Я., Столин В.В. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». – 1986. – № 4. – С. 78-92.
2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. выс. и сред. пед. уч. заведений. – М.: «Издательский центр Академия»,1999. – С. 25-26
3. Мамикова Л.И. Педагоги, родители, дети. – М., 2000. – С. 122-123
4. Петровский А.В. Дети и такт семейного воспитания. – М.: Педагогика,1988. – 60 с.
5. Смирнова О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 76 -87.
6. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 93-99.

Родительские установки, или же позиции, один из наиболее обследованных качеств родительско-детских отношений. Под родительскими установками подразумевается система, либо комплекс, родительско-эмоционального отношения к своему чаду, восприятие ребёнка родителем и способов действия с ним. Понятие «родительский стиль» или же «стиль воспитания» зачастую применяется синонимично суждению «позиции», хотя и целесообразнее сберечь термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны с конкретно одним ребёнком, а определяют позиции к детям вообще.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребёнку, применяющих определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

По стилю отношений между родителями и детьми в семье отличают авторитарное, либеральное, попустительское и демократическое воспитание.

И.С. Кон сообщает о том, что отец с матерью не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: папы, как правило, воспринимаются сыновьями и на самом деле бывают более строгими и авторитарными, чем мамы, таким образом семейный стиль воспитания в общеизвестной мерке является компромиссным. Родители могут обоюдно дополнять, а также могут и подрывать влияние друг друга.

Авторитарное воспитание -- вид воспитания, в рамках которого конкретная идеология принимается в качестве единственной правды. При этом преобладает такого рода воспитательный метод, как требование. Принуждение считается главным методом передачи общественного навыка детям. Уровень принуждения определяется тем, насколько ребёнок имеет право самостоятельно определять или избирать содержание прошлого опыта и ценностной системы - домашних ценностей, общепризнанных марок поведения, законов общения. Значения веры и т.п. В работе отца с матерью преобладает догма всеобщей опеки, безошибочности всезнайства.

Согласно взгляду Т.А. Куликовой, авторитарный стиль характеризуется большой централизацией управления преобладанием единоначалия. В данном случае опекун единовластно принимает и отменяет решения, основная масса вопросов в отношении трудностей воспитания и обучения решает самостоятельно. Доминирующими способами управления работой собственных детей является указы, которые могут отдаваться в суровой и слабой форме (в облике просьбы, которую не возможно не выполнить). Авторитарный отец или же мать всякий раз довольно строго держит под контролем и поведение детей, требователен к чёткости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется или же поощряется в строго конкретных границах.

Было выявлено, что дети авторитарных родителей выделяются нерешительностью и замкнутостью. Практически не желают быть независимыми. Как правило хмуры, непритязательны и раздражительны. Такие дети, особенно мальчишки, могут чрезвычайно бурно реагировать на запреты, указы. Периодически становятся непокорными и враждебными. Дети женского пола обычно не предпринимают никаких действий и подчиняются своим родителям.

Авторитарный стиль вызывает у детей в младшем школьном возрасте отчуждение от отца с матерью. Такие дети чувствуют себя ненужными и нежеланными в семье. Когда ребёнку кажется, что требования отца с матерью являются безосновательными, он начинает проявлять враждебность и протест, либо обычную апатию и бездействие.

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

  • 1) формирование слабой жизненной позиции:
    • · потеря собственного «Я»;
    • · неумение самостоятельно принять решение;
    • · неумение отвечать за свой выбор;
    • · потеря личных желаний(«что именно мне хочется?»);
  • 2) формирование властной персоны:
    • · озлобленность на отца с матерью;
    • · решение проблем при помощи силы;
    • · жёсткое, меркантильное, деспотичное и грубое поведение по отношению к другим людям;
    • · высокая враждебность и конфликтность;

Либеральный стиль. Родитель, который отдаёт предпочтение либеральному стилю воспитания, плохо либо совершенно никак не регламентирует поведение ребёнка. В такой семье фактически не существует запретов и определённых правил. Кроме того, родители, придерживающиеся либерального типа воспитания, обычно ни в чём не отказывают своему ребёнку, а также исполняются любые его пожелания.

Либеральные родители не закрыты для общения со свои ребёнком, тем не менее, ключевое направление коммуникации - от ребёнка к отцу с матерью. Детям в такой семье предоставлено много свободы при малозначительном руководстве опекунов, опекуны не ставят тех или иных строгих ограничений. Когда ребёнок сильно рассердит своих родителей, последние в свою очередь начинают винить себя и стараются усмирить свои собственные эмоции(«Он же просто ещё ребёнок!»).

Дети, которых воспитывает по либеральному стилю, зачастую предрасположены к неповиновению и злости, в обществе ведут себя импульсивно и неадекватно, неприхотливы в отношении себя. Кроме того нередко реагируют тревожностью, нервозностью, потому что им недостаточно чувства определённости мира, чётких пределов и общепризнанных мерок поведения.

Неприспособленность к жизни, привычка с детства, что все обязаны его любить, зачастую оборачивается тяжёлыми нервными срывами и депрессиями во взрослой жизни. Зачастую, дети с либеральным воспитанием, сталкиваются с настоящими трудностями в отношениях с иными людьми, потому что они ждут от людей точно такого же отношения к себе, как и от своих отца с матерью. Часто появляются проблемы в школе, когда ребёнок встречается с достаточно строгой системой законов и ограничений.

Демократический стиль. Родители, которые предпочитают демократический стиль воспитания, поощряют и признают растущую независимость своего чадо. Они раскрыты с целью общения и обсуждения с детьми определённых правил поведения, также допускают перемены собственных условий в разумных пределах, принимают во внимание позицию ребёнка при обсуждении семейных трудностей. Демократические родители всегда с радостью помогают своему ребёнку, если это того требует, параллельно веря в успех самостоятельной деятельности ребёнка.

Отец с матерью оказывают психологическую поддержку своему чаду, готовы проявлять сочувствие, любовь, ласку и тёплое отношение. Их воздействия и эмоциональное отношение ориентированы на способствование духовному и физическому росту детей, они ощущают удовлетворённость и гордость, когда их любимый ребёнок добиваются успехов в чём либо.

В совершенстве ни отец с матерью, ни ребёнок не занимают в семье преобладающего положения, они взаимодействуют, сотрудничают и во всём находят компромисс. Именно поэтому в семье формируется гармоничная атмосфера, которая позволяет решать проблемы без ругани, ссор и борьбы за власть. Родители и дети в данной семье довольно привязаны друг к другу, взаимоотношения в такой семье стабильные, которые всех удовлетворяют.

Отец с матерью подают ребёнку пример, в свою очередь дети уважают своих родителей и считают их главными в семье. В таких семьях все проблемы и задачи решаются мирным путём.

Со временем дети, которых воспитывали демократическим стилем, ощущают ответственность за собственные действия, умения самоконтроля. Дети демократических родителей отлично приспособлены. Они не сомневаются в себе, у них сформирован самоконтроль и социальные навыки.

Для детей, которые воспитаны в подобных семьях, характерны:

  • · Умение самостоятельно решать проблемы и отвечать за собственные поступки;
  • · Инициативность и целенаправленность;
  • · Умение создавать близкие и доброжелательные взаимоотношения с другими людьми;
  • · Способность приходить к соглашению, идти на компромисс;
  • · Наличие своей точки зрения и умение слушать мнение других;

Попустительский стиль. Его также называют снисходительным и дозволительным. В таком стиле воспитания родители не предъявляют своему ребёнку никаких условий. Отец с матерью выполняют все желания своего ребёнка, проводят с ними много времени, но они не держат над ними контроль и не никак не обучают манерам поведения.

Попустительский стиль воспитания считается стилем, в котором нет чётких правил для ребёнка. Мать с отцом души не чают в своём ребёнке и не ругают за плохое поведение. Родители, придерживающиеся попустительского стиля воспитания, не наказывают своих детей за плохие поступки и непослушание, они даже не пытаются изменить поведение своего чада. Такие родители уверены, что их ребёнок обязан принимать решение самостоятельно и делать свой личный выбор, а отец с матерью в свою очередь должны всецело поддерживать его решение.

Минус данного стиля заключается в том, что ребёнок становится испорченным. Он не знает, что стоит делать, а что стоит, а его попустительские родители ничего ему не объясняют. Такие дети часто устраивают истерики и ведут себя, как им вздумается. Также они смогут воспользоваться отношением родителей к своей персоне и заняться антиобщественной деятельностью.

При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности ребёнка:

  • 1) Независимый, но не принимающий участие в чём либо:
    • · независимость;
    • · неспособность к близости и привязанности;
    • · сухость по отношению к близким людям;
    • · недостаток стремления побеспокоиться о ком-нибудь, оказать помощь, поддержать;
    • · недостаточно «душевного тепла»:
    • 2) индивидуальность «без запретов» и «тормозов»:
    • · грубость и вседозволенность;
    • · преступление, распущенность, враньё;
    • · халатность, неумение сдерживать свои обещания;

Анастасия, рассмотрены не все стили семейного восстания, нет ни одной научной их классификации (авторской).

Подробнее рассмотрите попустительский стиль и условия (то что заложено в гипотезе - она должна быть более узкой, что я и сделала).

Затем сделайте вывод по 3 параграфу (со слов Таким образом,)

И потом общий вывод по 1 главе (1 страничка) - состоящий из выводов 3-х параграфов.

Воспитание ребенка в семье – сложная и ответственная задача, ложащаяся на плечи родителей. Существуют разные стили воспитания. И от того, какой будет выбран вариант, зависит, как человек будет вести себя во взрослой жизни. Существуют разные стили, и каждый родитель может выбрать какой-то один вариант. Но в то же время следует понимать: маленький человек – индивидуальность и любой подход в его воспитании должен быть особенным. Будь то авторитарный стиль воспитания или демократический.

Родители как никто другой знают своего малыша. И только они могут правильно подобрать ту или иную модель поведения с ним. Найти подход в определенной ситуации. Нельзя строго следовать какому-то одному принципу, не внося определенных коррективов. К тому же не стоит забывать – родительский пример самый яркий , и именно он действует сильнее всего. Семья в первую очередь несет ответственность за дальнейшую судьбу своих воспитанников.

Стили воспитания в семье

Ниже перечислены основные модели поведения с несовершеннолетними членами семьи, применяемые в обществе. Зная о них и последствиях применения, родители могут выбрать тот вариант, который, по их мнению, больше всего подойдет конкретной семье.

Он предусматривает жесткий родительский контроль не только над поступками детей, но и над их эмоциями. Авторитарный стиль воспитания предусматривает наложение серьезных ограничений на поведение, эмоциональное состояние отпрысков. То есть родители стараются полностью контролировать жизнь воспитанника. В семье даже запрещается плакать, так как бытует мнение, что это проявление слабости, которое ни в коем случае нельзя показывать и допускать вообще.

В результате такого воспитания дети:

Со временем дети из семей с такой моделью воспитания становятся одинокими, замкнутыми. Очень часто появляются проблемы в образовательном процессе. И что самое страшное – они не могут найти общий язык со сверстниками.

Демократичный стиль

Этот стиль считается одним из лучших методов . Применяя его, родители как бы поощряют ребенка становиться самостоятельным. Учится брать на себя ответственность за совершенные поступки, слова. В такой семье ребята отлично умеют отличить хороший поступок от плохого поведения. Родители в семье с этим стилем стараются:

  • Дать возможность выбора;
  • Приучить свое чадо к ответственности;
  • Внятно объяснить свое желание конкретного поведения малыша;
  • Следят за действиями отпрысков и в случае необходимости даже наказывают, но при этом ребенок абсолютно не чувствует себя униженным или обиженным.

В семьях с такой моделью поведения дети принимают активное участие в семейных советах и принятии определенных решений. Ошибки, сделанные ребенком, обсуждаются вместе с ним. Это способствует тому, что маленький человек учится понимать, как надо себя вести в определенной ситуации.

Что бы ни сделали сын или дочка, это стараются рассматривать как урок жизни , а не лишний повод для наказания. Демократический стиль приводит к послушанию, хорошему поведению, которые, в свою очередь, щедро вознаграждаются. Малыши в таких семьях, как правило, очень способные, так как умеют раскрывать свои таланты. Кроме того, они могут сделать правильный выбор, самостоятельно откорректировать свое поведение.

Попустительский стиль (пренебрежительный)

По факту это даже не стиль, а отсутствие всякого воспитания. То есть, дитя предоставлено само себе . Мамы и папы в таких семьях считают, что если они одели и накормили ребенка, купили ему самые необходимые вещи – они выполнили свою миссию. Дети делают что хотят, ими никто не занимается. Никто на них не обращает внимание. Как результат – полное отсутствие послушания, безответственность. Самое страшное – такие дети очень часто страдают от психологического стресса. Лучше уж применять авторитарную модель поведения, чем попустительскую.

Либеральный стиль (разрешительный)

Полная противоположность авторитарному режиму . Родители дают своим детям полную свободу действий. Такая семья не вмешивается в дела человека, предоставляя возможность самому контролировать свою жизнь. Либеральная модель избавляет детей от строгих рамок, правил и ограничений. Даже если в семье к ребенку и выдвигаются какие-то требования, они достаточно мягкие, ненавязчивые.

Такая себе безграничная любовь не предусматривает наказания даже за самые плохие поступки, будь то истерика, полное непослушание и так далее. Маленький человек получает:

  • Полную свободу действий;
  • Возможность самостоятельно выбирать модель поведения;
  • Самостоятельно принимать решения;
  • Возможность намеренно поступать неправильно.

В то же время в нужный момент родители всегда готовы прийти на помощь и уберечь от фатальных ситуаций. Мамы и папы в такой семье свято верят в то, что дети должны сами, исключительно личным опытом учиться жизни.

Эмоциональный стиль

Это абсолютно уникальная модель отношений родителей и детей, являющаяся также полной противоположностью авторитарного стиля. Семья с такой моделью фокусирует свое внимание на воспитании чувств малыша . Если дети что-то делают не так, родители не разбирают с ним ситуацию, почему так произошло. А сопереживают ему.

Придерживаясь такого стиля, мамы и папы желают эмоционально стать ближе малышу. Они ни в коем случае не препятствуют выражению ребенком определенных чувств, а наоборот – даже поощряют выражение эмоций.

Любая ситуация в жизни малыша, провоцирующая эмоциональный всплеск, как бы дает возможность родителям сблизиться с детьми. Помочь в решении той или иной проблемы, но при этом готовое решение никто не выдает.

Такая модель воспитания приводит к тому, что у детей возникает мало проблем с поведением. Они элементарно учатся самостоятельно справляться со своими эмоциями. И уже во взрослой жизни, во многих ситуациях это очень помогает.

Некоторые родители применяют сразу несколько стилей в воспитании крохи, комбинируя авторитарный стиль и либеральный. С одной стороны это даже хорошо, так как есть возможность определить, какая модель поведения родителей лучше влияет на поведение детей.

Итоги

Следует помнить о том, что стили воспитания это не аксиома. Тут можно действительно комбинировать разные варианты. И в большинстве семей так и делается. Достаточно сложно придерживаться какого-то одного стиля воспитания. В жизни случаются самые разные ситуации, и действовать надо по обстановке . Конечно, есть семьи, которые строго придерживаются определенной модели. Но при этом нельзя сказать, что дети в таких ячейках общества полностью счастливы и чувствуют себя комфортно, если, конечно, речь не идет о демократическом стиле воспитания.

В любом случае, как воспитывать малыша, решать только его родителям, но перед тем как выбрать ту или иную модель поведения, стоит все же учесть – в первую очередь надо думать о будущем детей. Ведь то, что будет заложено в них сейчас, прочно укоренится во взрослой жизни.

Поделиться