Хунзы народ который. Образ жизни и питание народа-долгожителя хунза. Основные правила питания

Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел - заплакал.

Издревле люди мечтали о лучшей жизни. Это находило отражение в сказках, легендах, притчах. Поговорка «хорошо там, где нас нет», которую и сейчас почти на каждом шагу слышно, показывает, что, хотя современным людям уже не приходится сильно пахать (во всех смыслах этого слова), как их предкам, стремление к лучшей доле – к краям, где реки молочные, а берега кисельные, не пропало.

Сказки осовременились, а люди, несмотря на доступ к информации, все так же верят эзотерикам и гуру и отмахиваются от реальности при первой возможности.

Современных мифов много, но один из них коснулся меня непосредственно. В Рунете да и вообще в Интернете довольно часто попадаются тексты о таинственной стране Хунза, где люди не знают болезней и живут долго, потому что правильно питаются и не едят мясо. В русских вариантах тексты эти имеют почти одинаковое содержание и набор фотографий. Особенно популярны такие тексты у вегетарианцев.

Поэтому ниже миф о Хунзе с полным его, как писал М.Булгаков, разоблачением (привожу выдержки с сохранением стиля и рекомендую обратить внимание на выделенное жирным шрифтом):

Есть на Земле удивительное племя, члены которого не знают никаких болезней . Они живут в очень суровых условиях в недоступном высокогорном краю на севере Индии , в штате Джамму и Кашмир, на берегу реки Хунзы, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита, и называют себя хунзакутами. Впервые о них рассказал европейцам талантливый английский военный врач Мак Каррисон, в начале XX века 14 лет лечивший больных в этом забытом Богом районе.

Все племена, которые там живут, не блещут здоровьем, но за все годы работы Мак Каррисон не встретил ни одного больного хунзакута. Даже зубная боль и расстройство зрения им неизвестны . В 1963 году хунзакутов посетила французская медицинская экспедиция, с разрешения вождя этого племени французы провели перепись населения, которая показала, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет. Они живут и более 160 лет, женщины даже в преклонные годы сохраняют способность к деторождению, не посещают врачей, да и врачей там попросту нет .

После Мак Каррисона изучением хунзакутов занялся другой ученый - доктор Ральф Бирхер, посвятивший годы исследованию жизни этого малочисленного народа (их всего 15 тысяч человек).

Все европейские наблюдатели отмечали, что единственное отличие хунзакутов от соседей – рацион, основа которого – пшеничные лепешки из цельной муки и фрукты, главным образом абрикосы . Всю зиму и весну они к этому ничего не добавляют, так как и добавлять нечего. Несколько горстей пшеничных зерен и урюка – вот и вся суточная еда.

Хунзакутам свойственны, прежде всего, оптимизм, спокойствие, юмор и гостеприимство. Управляют ими король и совет старейшин, у них нет ни полиции, ни тюрем. Дело в том, что в этом обществе нет и не бывает нарушений общественного порядка и преступлений. Люди, дожившие до преклонного возраста, пользуются огромным уважением и непререкаемым авторитетом. Старческое слабоумие и одряхление им совершенно не свойственны .

Выделенные жирным шрифтом фрагменты текста, причем далеко не всё выделено, – не соответствуют истине. Говорят, что первоисточником этого текста о Шангри-Ле или одной из вариаций такого текста была «Неделя» (газета-приложение к «Известиям») в номере которой в конце 1964 года появилась статья, перепечатанная из французского журнала «Констелласьон».

В тех или иных вариациях эти тексты гуляют по Сети и продолжают обрастать фантастическими подробностями. Терпение лопнуло, когда в одной из таких небылиц появились мои фотографии Хунзы.

Долина Хунзы, какой ее видели эмиры княжества

С террасы королевского дворца – Балтит-форта

Однако вернемся к Маккаррисону. Он проработал на должности хирурга в Гилгите с 1904 по 1911 год и, по его словам, не обнаружил у хунзакутов расстройств пищеварения, язвы желудка, аппендицита, колита и рака. Однако упор в исследованиях Маккаррисон делал на заболевания, лишь связанные с питанием. Множество других болезней осталось вне поля его зрения. Причем не только по этой причине.

Вот это фото, сделанное мною в Хунзе в 2010 году, появилось в ряде небылиц. На плетеном блюде сушатся помидоры

Во-первых, Маккаррисон жил и работал в административной столице Гилгитского агентства. Работа эта невыездная, так как своих больных в Гилгите предостаточно, плюс те, кто приходил из близлежащих деревень.

Врачи, служившие здесь, изредка делали объезды подведомственной и поистине гигантской для одного врача территории, нигде подолгу не задерживаясь. Изредка – это раз в год и только в сезон – когда перевалы свободны от снега. На тот момент дороги до Хунзы не существовало, были лишь караванные тропы, путь был очень нелегким и занимал 2 – 3 дня.

А какой больной, тем более тяжело больной будет в состоянии пройти более сотни километров по страшной жаре летом (испытано на себе) или по весьма неприятному холоду зимой к европейскому, тем более британскому (!) врачу? Ведь в 1891 году англичане провели успешную военную операцию по захвату княжества, присоединили его к Британской империи, и можно предположить, что любить англичан особых поводов у хунзакутов не было.

Одна из улиц в Гилгите сегодня. Уже весной температура здесь может достигать плюс 40 градусов

Если добавить к этому мелочи вроде того, что, например, женщины-мусульманки с гинекологическими проблемами никогда и ни при каких условиях в то время (да и сейчас, полагаю) не пошли бы к врачу-мужчине, да еще и неверному, то очевидно, что статистика, которую собирал талантливый врач Маккаррисон, далека от реального положения вещей в княжестве Хунза. Что и подтвердили позднее другие исследователи, о трудах которых поборники вегетарианства и здорового образа жизни либо умалчивают сознательно, либо, что скорее всего, просто о них не знают. К этим трудам я вернусь чуть позже…

Ищущие страну Шангри-Ла в Хунзе предполагают, что, возможно, болезни миновали хунзакутов ввиду того, что они живут в труднодоступных краях и вообще почти не соприкасаются с чужеземцами. Это неверно. Труднодоступные эти края были поначалу для европейцев. Что касается последнего времени, с 1970-х годов ни о какой изоляции речи нет – Каракорумское шоссе – главный торговый путь между Пакистаном и Китаем пролегает как раз через Хунзу.

Вид на наиболее старую часть Хунзы – Алтит-форт и дома вокруг него. На другом берегу реки Хунзы Каракорумское шоссе

Но и ранее изоляции не существовало. В горах Каракорума и Гиндукуша не так много перевалов, через которые можно попасть из стран Центральной Азии в Индию и обратно. Через такие перевалы проходили ответвления Великого шелкового пути, по которым шли караваны. Одно из таких ответвлений – из Синьцзяна в Кашмир – контролировали хунзакуты (из Алтит-форта ущелье просматривается очень хорошо в обе стороны), они занимались регулярным грабежом и взиманием дани с караванов и путников.

«Весной 1889 года жажда путешествий вновь охватила меня, однако начальство не разрешило поездку, – пишет в то время капитан британской армии Янгхазбенд, – пришлось умирать со скуки и сдувать пылинки с мундира. И вот когда мои мучения достигли предела, прибыла телеграмма из Лондона из министерства иностранных дел с приказом провести разведку северных границ Кашмира в районе, где находится страна хунзакутов или канджутов, как называют их жители Синьцзяна. Хунзакуты постоянно совершали набеги на соседние страны. Не только жители Балтистана опасались их, но и кашмирские войска в Гилгите, то есть на юге, и кочевники-киргизы на севере пребывали в страхе в ожидании нападения.

Когда в 1888 году я был в том районе, до меня дошел слух об очередной дерзкой атаке на караван киргизов, большое число которых хунзакуты либо убили, либо захватили в рабство. Киргизы больше не стали терпеть и обратились с петицией к китайскому императору, однако тот остался глух к просьбам. Тогда кочевники попросили о помощи Британию, и в итоге мне было поручено договориться с эмиром Хунзы».

Договориться с эмиром Янгхазбенду не удалось. Сидевший на троне Хунзы в то время эмир Сафдар Али был жесток и глуп. Янгхазбенд вспоминал потом, что эмир считал британскую королеву и русского царя едва ли не равными себе эмирами соседних княжеств. Правитель сказал буквально следующее: «Мое княжество – только камни и лед, пастбищ и возделанной земли совсем немного. Набеги – единственный источник дохода. Если королева Британии хочет, чтобы я прекратил грабить, пусть выделяет мне субсидии».

Именно поэтому британцы и начали военную кампанию против Хунзы – ее правитель слишком уж прочные начал устанавливать связи с Россией и Китаем, слишком рассчитывал на помощь этих империй, и слишком безнаказанным себя чувствовал, занимаясь грабежами. За что и поплатился. Ход военной операции замечательно описан в книге Эдварда Найта «Там, где встречаются три империи» (Edward Knight «Where Three Empires Meet»).

Так что хунзакуты были далеко не так миролюбивы, как хотелось бы вегетарианцам. Однако насчет того, что в Хунзе сейчас нет ни полиции, ни тюрем, так как в этом обществе нет и не бывает нарушений общественного порядка и преступлений , все правильно… Авторы мифа о Хунзе приписывают эти особенности вегетарианству хунзакутов и забывают лишь упомянуть, что преступности почти нет во всем Гилгит-Балтистане. Хотя в последнее время случилось несколько неприятных исключений, например, .

Гилгит-Балтистан на карте фонда Ага-хана (за исключением Читрала). На всю эту территорию был один-единственный британский врач

Север Пакистана – один из самых спокойных регионов страны – это можно прочесть в любом туристическим проспекте, и это правда ввиду немногочисленности населения и удаленности территорий от крупных городов.

Среди всего объема доступной литературы про Хунзу имело смысл выбрать те документы, авторы которых не повернуты на эзотерике либо вегетарианстве и которые долго прожили в Хунзе и занимались наблюдениями и изысканиями. Подавляющее же большинство путешественников попадало в Хунзу ненадолго и, как правило, только в сезон, то есть летом.

В результате поисков в руки попала книга Джона Кларка «Хунза. Затерянное гималайское королевство» (John Clark «Hunza – Lost Kingdom of the Himalayas»). Кларк – американский ученый, отправившийся в княжество с целью поиска полезных ископаемых в 1950 году. Это была основная его цель, кроме того, он планировал организовать школу деревообработки, познакомить хунзакутов с достижениями сельского хозяйства США и устроить в княжестве лазарет или мини-госпиталь.

В общей сложности Кларк провел в Хунзе 20 месяцев. Особенно интересна статистика лечения хунзакутов, которую он, как и подобает настоящему ученому, скрупулезно вел.

И вот что он пишет: «За время своего пребывания в Хунзе я лечил 5 тысяч 684 пациента (население княжества – на тот момент менее 20 тысяч человек)». То есть более пятой, а то и четвертая часть хунзакутов нуждались в лечении. Какие же были болезни? «К счастью, у большинства были легко диагностируемые заболевания: малярия, дизентерия, глистные инвазии, трахома (хроническое инфекционное заболевание глаз, вызываемое хламидиями), трихофития (стригущий лишай), импетиго (кожная сыпь, причиной которой являются стрептококки либо стафилококки). Кроме того, Кларк описал один случай цинги и диагностировал у хунзакутов серьезные проблемы с зубами и глазами, особенно у стариков.

О кожных заболеваниях у детей, вызванных недостатком витаминов, писал и полковник Дэвид Лоример (David Lockart Robertson Lorimer), представлявший британское правительство в Гилгитском агентстве в 1920 – 1924 годах и живший в Хунзе с 1933 по 1934 год: «после зимы дети хунзакутов выглядят истощенными и страдают различного вида кожными болезнями, которые проходят лишь, когда земля дает первые урожаи». Полковник был, кстати, замечательным лингвистом, его перу в числе прочих принадлежат три книги «Грамматика», «История» и «Словарь» языка бурушаски (The Burushaski Language. 3 vols.), на котором разговаривают хунзакуты и который не входит ни в одну языковую группу.

Проблемы с глазами, особенно у пожилых хунзакутов, были вызваны тем, что в домах топили «по-черному», а дым от очага хоть и выводился через отверстие в крыше, все равно ел глаза.

Аналогичное устройство крыш можно увидеть и в кишлаках Средней Азии. «Через эту дыру в потолке уходит не только дым, но и тепло», – писал Янгхазбенд

Ну, и что касается вегетарианства… Не только в Хунзе, но и – опять же – во всем Гилгит-Балтистане люди живут бедно и едят мясо только по большим праздникам, в том числе религиозным. Кстати, последние до сих пор часто связаны не с исламом, а с доисламскими верованиями, отголоски которых очень даже живы на севере Пакистана. Ритуал на фото ниже, буде исполнен где-нибудь в Центральном Пакистане, где живут ортодоксальные мусульмане, привел бы к убийству за мракобесие.

Шаман пьет кровь жертвенного животного. Северный Пакистан. Район Гилгита, 2011 год. Фото Afsheen Ali

Если бы была возможность есть мясо чаще, хунзакуты бы его ели. Вновь слово доктору Кларку: «забив одну овцу на праздник, большая семья может позволить себе питаться мясом целую неделю. Так как большинство путешественников оказываются в Хунзе только летом, отсюда возникли нелепые слухи о том, что жители страны – вегетарианцы. Просто они могут позволить себе есть мясо в среднем две недели в году. Поэтому они съедают убитое животное целиком – мозг, костный мозг, легкие, требуха – все идет в пищу за исключением трахеи и гениталий».

И еще: «так как диета хунзакутов бедна жирами и витамином D, у них плохие зубы, у доброй половины бочкообразная грудная клетка (один из признаков несовершенного остеогенеза), признаки рахита и проблемы с опорно-двигательным аппаратом».

Хунза, действительно, красивое место. Здесь достаточно мягкий микроклимат, который создают окружающие горы. Здесь, действительно, была одна из немногих точек, где еще совсем недавно сходились три империи – Российская, Британская и Китайская. Здесь до сих пор сохранилась уникальная доисторическая наскальная живопись, здесь на расстоянии вытянутой руки полно шести- и семитысячников и да, в Хунзе, равно как и в Гилгите и в Скарду, растут замечательные абрикосы. Попробовав первый раз урюк в Гилгите, я не мог остановиться и съел его где около полукило – причем немытого, наплевав на последствия. Ибо таких вкусных абрикосов раньше пробовать не доводилось. Это все – реальность. Зачем придумывать сказки?


Запись 12:
Запись 13:
Запись 14:
Запись 15: Хунза – страна вегетарианцев-долгожителей. Эта запись

Долина реки Хунза находится на высоте около 2000 метров над уровнем моря, между двумя самыми высокими горными хребтами на Земле: Гиндукушем и Каракорумом. Эта территория на границе Индии и Пакистана почти полностью изолирована от остального мира высокими горами и опасными ледниками. Но заслуженно считается «оазисом молодости». Ведь именно здесь живут осколки удивительного народа хунза.

Имеется множество свидетельств о том, что на Земле существует удивительное племя, представители которого никогда не болеют, выглядят молодо и удивительно долго живут. Они называют себя хунза, или хунзакуты. По разным данным, их численность составляет от 15 до 87 тысяч человек. Хунзакуты живут в очень суровых условиях на севере Индии, в штате Джамму и Кашмир, в 100 километрах от самого северного города Индии Гилгита. Географическая изоляция позволила им сохранить свои естественные привычки и образ жизни, который формировался в течение тысячелетий.

Любопытно, но хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев. Не исключено, что основателями их первых общин были купцы и воины из армии Александра Македонского, которые осели здесь во время похода по горным долинам реки Инд.

Столица этого района — Каримабад. Более 95% населения — мусульмане, господствующий язык — бурушаски. До сих пор не установлено родство этого уникального языка с каким-либо другим языком или языковой семьей мира. Река Хунза являлась естественной преградой для двух средневековых княжеств -Хунза и Нагар. С XVII века эти княжества постоянно враждовали, воровали друг у друга женщин и детей и продавали их в рабство. И те, и другие жили в хорошо укрепленных деревнях.

Народ хунза живет неподалеку от племени калашей и внешне похож на них. И у хунза и у калашей много голубоглазых и светловолосых.

Пройти через эти скальные массивы можно лишь по узким перевалам, ущельям и тропам. С древнейших времен эти пути контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Среди них Хунза считалось одним из самых влиятельных. Под влиянием хунзакутов было ущелье, по которому пролегал путь из Синьцзяна в Кашмир. Здесь они занимались регулярными грабежами и поборами с купцов и путников.

Поэтому их опасались как кашмирские войска на юге, так и кочевники-киргизы на севере. Так что хунза были далеко не так миролюбивы, как о них пишут в европейских источниках. Однако прославились они не своей воинственностью, а поразительным здоровьем и уникальным долголетием.

Люди этого племени доживают в среднем до 120 лет, причем даже в столетнем возрасте они работают и ходят в горы. Их 40-летние женщины выглядят как юные девушки, а в 60 лет они еще очень активны. Утверждают, что женщины хунза способны рожать и в 65 лет.

Волшебная диета

Традиционно считается, что впервые о хунза рассказал европейцам талантливый английский военный врач Роберт Мак-Каррисон. В начале XX века он семь лет лечил больных в этом забытом богом районе, и якобы за все эти годы не встретил ни одного больного хунзакута. Он зафиксировал лишь несколько переломов костей и воспаление глаз.

На самом деле одним из первых исследователей этого района был британский полковник Джон Бидделф, живший в Гилгите с 1877 по 1881 год. Этот военный и по совместительству исследователь широкого профиля написал объемный труд «Племена Гиндукуша», в котором, наряду с другими народностями, описал и хунзакутов. Об их потрясающем здоровье и долголетии писали и другие ученые.

Большинство из них сделали вывод, что секрет долголетия хунза заключается в системе их питания. Потребление белков у горцев находится на низшем уровне нормы, а вынужденная диета и приводит к долгожительству. Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому неудивительно, что соседи хунза постоянно болеют и живут в два раза меньше.

Свой секрет долголетия местные жители видят в вегетарианстве, физическом труде и постоянном движении. Их основными продуктами питания являются овощи, зерновые культуры и свежие фрукты. Единственный плод, который они засушивают, -это абрикосы. Часть овощей употребляется в сыром виде, часть в тушеном. Хлеб едят только черный. Причем при обмолоте зерна отруби не выбрасываются, а употребляются вместе с мукой.

Часть зерновых культур употребляется в виде проросших зерен. Молоко и молочные продукты, соль, лакомства и алкоголь употребляются в крайне малом количестве. Надо признать, что хунза не являются строгими вегетарианцами. Тем не менее использование животной пищи очень скромное. Большинство из них только один или два раза в год едят мясо. Так как большинство хунза мусульмане, они никогда не употребляют свинину и кровь.

Раз в год, в то время, когда деревья не плодоносят, у племени наступает период голодания. Он может длиться от двух до четырех месяцев. Хунза его называют «голодной весной». В это время жители пьют воду, настоянную на сушеных абрикосах. Такой режим питания возведен в культ и строго соблюдается. Интересно, что дни вынужденного голодания никого не беспокоят и не тревожат. Хунза живут в это время так же интенсивно, как и в «сытые» дни. Видимо, вынужденное голодание является мощным стимулом для очищения организма и сохранения здоровья.

Назло болезням

На самом деле мнение, что хунзакуты практически не болеют, не совсем верно. Они действительно не знают о раке, сердечно-сосудистых заболеваниях, диабете и преждевременном старении. Мак-Каррисон проработал на должности хирурга в Гилгите с 1904 по 1911 год и, по его словам, не обнаружил у хунзакутов расстройств пищеварения, язвы желудка, аппендицита, колита и рака. Однако упор в исследованиях он делал на заболеваниях, связанных исключительно с питанием. Множество других болезней осталось вне его поля зрения.

Отец и сын

В 1964 году эту область посетила группа американских врачей-кардиологов. Они обследовали 25 человек в возрасте 90-110 лет и пришли к выводу, что у них абсолютно все было в норме: и кровяное давление, и уровень холестерина, и функция сердца.

Но не все так безоблачно, как пытаются представить многие журналисты или адепты вегетарианства. Например, полковник Дэвид Лоример, проживший в Хунзе два года (1933-й и 1934-й) отметил в своей книге: «После зимы дети хунзакутов выглядят истощенными и страдают различного вида кожными болезнями, которые проходят, лишь когда земля дает первые урожаи». Причиной этого, по его мнению, был недостаток витаминов.

Еще более конкретным был американский ученый Джон Кларк. В 1950 году он отправился в княжество, где проработал в общей сложности 20 месяцев и вел подробную статистику лечения местных жителей. За это время он принял 5 тысяч 684 пациента (население княжества на тот момент составляло менее 20 тысяч человек). То есть примерно четвертая часть хунзакутов нуждалась в лечении.

Какие же это были болезни? «К счастью, у большинства были легко диагностируемые заболевания: малярия, дизентерия, трахома, стригущий лишай, кожная сыпь и так далее», — отмечал врач. Кроме того, Кларк описал один случай цинги и диагностировал у хунзакутов серьезные проблемы с зубами и глазами, особенно у стариков. Зубы болели от почти полного отсутствия в еде жиров и витамина D. Проблемы же с глазами у них возникали из-за того, что в домах топили «по-черному», а дым очага с годами разъедал глаза.

И тем не менее в 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция, которая провела перепись населения и установила, что средняя продолжительность жизни здесь составляет 120 лет, что вдвое превышает этот уровень у европейцев. В августе 1977 года в Париже на международном раковом конгрессе было сделано заявление, что «полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

Похоже, что хунза реально обладают завидным здоровьем и их с полным основанием можно считать единственным относительно здоровым народом в мире. Для них пройти 100-200 километров — обычное дело. Они легко взбираются на крутые горы и возвращаются домой свежими и веселыми.

Утверждают, что хунза постоянно смеются и всегда в хорошем настроении, они никогда не нервничают и не ссорятся между собой. Учитывая же их исключительную бедность и отсутствие какой-либо внушительной собственности, становятся понятными их оптимизм, юмор и стабильно безмятежное настроение. Благодаря этому хунзакутов можно считать и самыми счастливыми людьми на Земле.

Скорее всего, секрет - в их питании.

Есть на Земле одно племя, которое не знает ни рака, ни сердечно-сосудистых заболеваний и отличается исключительным долгожительством. Члены этого племени живут в суровых условиях на севере Индии в Гималаях, на берегу реки Хунзы. Это место называется очень красиво - Счастливая долина.

Впервые об этом племени рассказал английский врач Мак Каррисон, который в начале XX века лечил в этих районах больных. Почти все тамошние племена не блещут здоровьем - туберкулёз, тиф, диабет, базедова болезнь, наследственный кретинизм, чума, холера, сифилис. А среди хунзов все были здоровы (не считая переломов и воспалений глаз).

Территория их проживания отрезана от всего мира горами. Люди этого племени доживают в среднем до 120 лет , причём в возрасте 100 лет они ещё работают в поле!

Главные черты хунз - оптимизм, спокойствие, юмор и гостеприимство . Управляют хунзами король и совет старейшин; у них нет ни полиции, ни тюрем . В этом обществе не бывает нарушений общественного порядка и преступлений!

Люди, дожившие до преклонного возраста, пользуются огромным уважением и непререкаемым авторитетом. Старческое слабоумие и одряхление им совершенно не свойственны.

Сам народ хунза очень беден . В горах каждый клочок земли на вес золота. Дожди идут редко, снега мало, поэтому местность отличается нехваткой воды.

Коровы там маленькие, тощие козы и овцы пасутся на каменистых горных склонах, молока дают мало (менее двух литров в день , и то лишь сразу после отёла), и в нём содержится мало жира. Овцы вовсе не дают молока, а козы - очень мало. Мясо животных жилистое и совершенно обезжиренное.

Зимой хунзы спят в каменных домах, где нет окон (есть только одно отверстие), причём на каменных скамьях. Домашний скот содержат прямо в прихожих.

Естественно, у них нет дров для отопления. Огонь в очагах поддерживается с помощью сухих веток и листьев. На таком огне варят пищу; умываются и стирают одежду только холодной водой . Хунзы обходятся без бань, горячей воды и мыла.

В зимние месяцы люди питаются скудными запасами злаков (прямо в зёрнах) и сушёными абрикосами, но к концу зимы продукты кончаются .

Весной хунзы постятся. Этот период, продолжающийся около 2–3 месяцев, они называют «голодной весной» . Еда поступает с созреванием нового урожая.

Что же едят хунзы?

Основные продукты питания - овощи, зерновые культуры, свежие фрукты. Компоты и варенья не заготовляются.

Единственный плод, который засушивают на зиму - абрикосы, и то потому, что из ядер абрикосов приготавливается масло, необходимое для готовки.

Любимые плоды - абрикосы и черника. Выращивается шпинат (самое любимое блюдо), морковь, салат-латук, репа, горох, капуста, тыква. Часть овощей употребляется в сыром виде, часть - в тушёном.

Хлеб - только чёрный.

При обмолоте зерна отруби не выбрасываются, а употребляются вместе с мукой. Выращивают ячмень, просо, пшеницу и гречиху . Часть зерновых культур употребляют в виде проросших зёрен .

Хунзы не вегетарианцы, хотя мясо едят только по праздникам . Скот пасётся в долине и не знает других кормов, кроме травы. После того, как скотину забьют, мясо съедается сразу же .

Из винограда хунзы делают вино , но и оно пьётся только в особых случаях.

Хунзы едят два раза в день - в обед и в ужин. Завтракают только дети.

Несмотря на всё это, хунзы обладают завидным здоровьем. Согласно достоверным научным исследованиям, хунза - это единственный здоровый и счастливый народ во всём мире.

Большинство из нас ежедневно прикладывают достаточно усилий, чтобы всегда быть молодыми и энергичными, надолго сохранить здоровье и жизненную активность. Удивительно, но на нашей планете существует укромный уголок, где живет народ хунза, население которого особо не стараясь, живет сто и более лет. Долго жить у них получается легко и просто, как нечто само собой разумеющееся.

Этот удивительный «оазис молодости» находится в труднодоступных горах между Пакистаном и Китаем, на высоте более чем 2 тыс.метров над уровнем моря в окружении заснеженных вершин Гималаев, Каракорум и Гиндукуш. Из 14 горных пиков на планете, высота которых более 8000 метров, 5 находятся именно здесь.

По внешнему виду местные жители — хунзакуты совсем не похожи на своих соседей азиатов, они больше напоминают европейцев. Историкам этот факт дает основание считать, что основателями жизни в этих краях могли стать люди из войска Александра Македонского, оставшиеся здесь на вечное поселение после военных походов. Добраться до этих мест достаточно трудно. Это стало причиной почти полной изоляции от цивилизации.

Народ хунза. Особенности питания

Думаю, не ошибусь, если скажу, что разговор о долгожителях в горах в первую очередь ассоциируется у нас с чистым горным воздухом, плодородными пастбищами высокогорья, прозрачной родниковой водой из каменных источников, парным молоком выпасаемых высоко в горах овец. Все это — недоступная роскошь для народа хунза.

Жизнь в поселении долгожителей самая примитивная. О такой не будет мечтать ни один цивилизованный человек, несмотря на то, что люди тут с легкостью преодолевают вековой рубеж, доживая до 110, 120, иногда и 150 лет, при этом оставаясь абсолютно здоровыми и совершенно не мучаясь болезнями. Со стороны их жизнь скорее напоминает аскетическое уединение отшельников, чем самодостаточность счастливых горцев. Народ хунза живет небогато, питание и быт – простые и незамысловатые. В этой местности нет лесов, пышных лугов и плодородной земли. Каждый более менее подходящий земельный участок засаживается плодовыми деревьями (из которых главенствующее место отдается абрикосу), овощами и картофелем. Поселение испытывает практически постоянную нехватку воды: недостаточность снежных и дождевых осадков, которые идут в основном только в зимнее время, сказывается на плодородии земель. Именно поэтому вода ценится по-особому. Домашний скот – коровы, козы, овцы, выпасаемые на каменистых склонах, не впечатляют упитанностью и жирностью. Молочные и мясные продукты редко употребляются в пищу.

В целом, народ хунза – вегетарианцы. Зимой они питаются злаковыми запасами, курагой, в весенний период переходят на дикие травы и выращиваемые овощи. Есть всеобщий период голодания (так называемый пост), когда вместо пищи в течение нескольких месяцев (от 2 до 4) население употребляет один раз в день только абрикосовую воду. Такой системы придерживаются все жители, и соблюдается она с подобающей культовой религиозностью.

Основные правила питания народа хунза :

1. Ежедневное употребление сырых овощей в больших количествах, особенно шпината и любой зелени.

2. Фрукты в рационе также должны быть только свежими.

Никто не заготавливает варенья и компотов на зиму, несмотря на проблемы питания в зимнее время. Самый почитаемый фрукт – абрикос, который полностью используется в пищу, вплоть до масла, содержащегося в косточках. В абрикосовый сезон их так много, что только некоторые сорта употребляют в пищу, отдельные сушат, добывают и даже строят дома, используя вместо воды абрикосовый сок.

3. Хлеб употребляется исключительно черный, готовится он из грубой муки злаковых и отрубей. Часто зерна просто едят в . Белую муку поселенцы не производят и не используют.

4. Все приготовленные блюда практически не содержат чистого сахара и соли.

5. Молочные продукты в системе питания — в умеренных количествах.

6. Мясные блюда разрешаются в основном только на религиозные праздники. Животных разводят исключительно для пользы в хозяйстве, а их мясо используют тогда, когда они уже отслужили свой трудовой срок.

7. Отсутствуют алкогольные напитки, если не считать вина собственного производства из собираемого винограда, которое разрешают употреблять в исключительных случаях.

8. Соблюдается умеренность в питании и регулярное голодание из-за дефицита обрабатываемых земельных угодий.

Дневной рацион взрослого человека не превышает 1900 калорий, из них на долю белков приходится всего лишь 50, жиров – 36, углеводов – 365. Белки хунзакуты употребляют в основном растительного происхождения (из зерен пшеницы и ячменя), картофель едят с кожурой, которая также богата белками, к тому же содержит необходимые минеральные соли. Потребность в калии, железе покрывают за счет абрикос в свежем и сушеном виде. В ежедневное меню входят перемолотые зерна, фрукты, зелень, урюк, бобовые (богатые протеинами фасоль, горох и чечевица), в зимнее время хунзакуты употребляют овечью брынзу.

Народ хунза. Личная гигиена и уход за собой

Дома хунзакутов крохотны, первобытны и лишены удобств. Они сделаны из камня, без окон, с единственным отверстием, которое служит одновременно и дымоходом, и вентиляцией. Местные жители таким способом стараются сберечь тепло в доме. Поскольку в окрестностях нет лесов, обогревают жилище в зимнее время сухими ветками. На этом же очаге готовят пищу. Из-за нехватки дров стирают хунзакуты в холодной воде без мыла. Холодной водой они умываются и моются. Исследователями установлено, что их организм настолько закален, что поселенцы легко купаются в воде при температуре -15 градусов.

Все члены семьи из поколения в поколение живут вместе, так же дружно ведут совместное хозяйство. В зимнее время скот загоняют в прихожую дома, он содержится там до весны. Но большую часть года (8-10 месяцев) поселенцы живут под открытым небом, на свежем воздухе, где проходит вся их сознательная жизнь: работа, отдых, праздники, свадьбы, зачатие детей и сама смерть.

Нам, цивилизованным людям, привыкшим к комфорту, душу, горячей бане, гелями, такой способ жизни кажется просто невозможным.

Однако, поселенцы удивляют своей приспособленностью к природе, здоровьем и внешним видом:

1. Женщины в сорокалетнем возрасте выглядят подростками. Стройными, изящными и грациозными они остаются до 60 лет, в 65-летнем возрасте еще способны рожать ребенка.

2. Старики, возраст которых перевалил за 100-летний рубеж, могут спокойно целый день заниматься полевыми работами.

3. Почти каждый мужчина готов к длительным переходам длиною в 100-200 километров по извилистым и крутым дорогам в горах. Очевидцы утверждают, что преодолеть большое расстояние высоко в гору для них все равно, что для нас передвигаться по собственному дому. Они – физически сильные и выносливые, слывут самыми лучшими проводниками и носильщиками в горных районах Гималаев, могут без напряжения, быстро подняться высоко в горы только для того, чтобы передать жилет и вернуться к подножию, оставаясь спокойными и веселыми.

4. Хунзакуты обладают практически идеальным здоровьем, живут, не зная болезней и зубной боли, среди них не зафиксировано ни одного случая заболевания раком.

5. Секретом долголетия этого удивительного народа ученые считают питание. Не горный воздух, не чистую местность, не физическую активность, а питание хунзакутов!

По заключению геронтологов только сокращение объема принимаемой пищи на одну треть, может на 10% увеличить . Исключение белого хлеба, сахара, сладостей, овощей в вареном или консервированном видах помогает организму не стареть, оставаться здоровым длительное время. Сами же хунзакуты считают причиной своего долголетия вегетарианство, активный образ жизни, постоянный физический труд и необыкновенный ритм жизни, дающий энергию и силу.

Интересные факты о народе хунзы

1. В настоящее время численность поселения составляет около 20 тысяч человек.

2. Народом управляет король, есть также всеми уважаемый совет старейшин.

3. В обыденной жизни нет нарушений общественного порядка и преступлений, поэтому отпала необходимость содержать полицию и тюрьму.

4. Они не страдают старческими болезнями, у них отсутствуют слабоумие, маразм и физическая бездеятельность. Даже переступив столетнюю черту, они работают на полях и способны преодолевать пешком большие расстояния.

5. В народе отсутствуют потребительские настроения, им чужды зависть, накопительство и обжорство. Очевидно, поэтому жители всегда спокойные, приветливые, дружелюбные, оптимистически настроенные и полны чувства юмора, гостеприимно и сердечно относящиеся к гостям и приезжим. Часто смеются, пребывая преимущественно в хорошем настроении, которое не портит ни чувство голода, ни холод. Они не проявляют злости, неудовольствия, не ругаются друг с другом.

6. Несмотря на благоприятный климат гор, жизнь соседей хунзы в два раза короче, что дало основание ученым утверждать — секрет необыкновенного долголетия все-таки в системе питания и очень низкой нормы потребления белков!

7. Удивительным является также факт постоянных бракосочетаний в границах одного поселения. Здесь нет кровосмешений с другими нациями, в потомстве хунзы нет чужой крови, а у детей при этом нет болезней, связанных с родственными браками.

8. Народ фактически занимается только сельским хозяйством, совершенно не развиты народный промысел, образование, культура и письменность.

9. Вода в Хунзе перламутрового цвета, в ней растворены мельчайшие взвешенные частицы. В реке она смотрится красиво, а в стакане воды выглядит как мутная смесь желтого цвета.

10. Столица района – Каримабад. Хунзакуты говорят на языке бурушаски, родство которого не установлено ни с одной языковой семьей мира.

Согласитесь, что образ жизни народа хунза вряд ли подойдет кому-нибудь из цивилизованного мира. Но стоит задуматься о том, что же все-таки является причиной их здоровья и наших болезней, их необыкновенной трудоспособности и нашего понижения активности в зрелом возрасте, их долголетия и относительно раннего возраста смерти у нас.

О своем секрете долгожители горной долины говорят, что все очень просто: надо быть убежденным вегетарианцем, постоянно заниматься физическим трудом, много двигаться, вести активный образ жизни и тогда вы точно доживете до 120, а то и 150 лет.

Желаю вам быть здоровыми, жить долго и всегда счастливо!

Учёные в шоке! Они не могут объяснить феномен жителей племени Хунза

Долину реки Хунза (граница Индии и Пакистана) называют «оазисом молодости». Продолжительность жизни обитателей этой долины - 110-120 лет. Они почти никогда не болеют и выглядят молодо.

  1. Значит, существует некий образ жизни, приближающийся к идеальному, когда люди чувствуют себя здоровыми, счастливыми, не стареют, как в других странах, уже к 40-50-летнему возрасту. Любопытно, что жители долины Хунза, в отличие от соседних народностей, внешне очень похожи на европейцев (как и калаши, которые живут совсем рядом).

Согласно легенде, расположенное здесь карликовое горское государство основала группа воинов армии Александра Македонского во время его Индийского похода. Они, естественно, установили тут строгую боевую дисциплину - такую, что жителям с мечами и щитами пришлось и спать, и есть, и даже плясать…

  1. При этом хунзакуты с легкой иронией относятся к тому, что кого-то еще в мире называют горцами. Ну, в самом деле, не очевидно ли, что с полным правом это имя должны носить лишь те, кто живет возле знаменитого «места горной встречи» - точки, где сходятся три высочайшие системы мира: Гималаи, Гиндукуш и Каракорум. Из 14 пиков-восьмитысячников Земли пять находятся поблизости, в том числе вторая после Эвереста К2 (8611 метров), подъем на которую в альпинистском сообществе ценится даже больше, чем покорение Джомолунгмы. А что сказать о не менее прославленной здешней «вершине-убийце» Нанга-Парбат (8126 метров), похоронившей рекордное число восходителей? А о десятках семи- и шеститысячников, буквально «толпящихся» вокруг Хунзы?

Пройти через эти скальные массивы будет не под силу, если вы не спортсмен мирового уровня. Вы сможете лишь «просочиться» узкими перевалами, ущельями, тропами. Издревле эти редкие артерии контролировались княжествами, которые облагали значительной пошлиной все проходящие караваны. Хунза считалась среди них одним из самых влиятельных.

  1. В далекой России про этот «затерянный мир» известно немного, причем по причинам не только географическим, но и политическим: Хунза, наряду с некоторыми другими долинами Гималаев, оказалась на территории, за которую почти 60 лет ведут яростный спор Индия и Пакистан (главным его предметом остается куда более обширный Кашмир).

СССР - от греха подальше - всегда старался дистанцироваться от конфликта. К примеру, в большинстве советских словарей и энциклопедий та же К2 (другое имя - Чогори) упомянута, но без указания местности, в которой она находится. Здешние, вполне традиционные названия были стерты и с советских карт, и, соответственно, из советского новостного лексикона. Но вот что удивительно: в Хунзе про Россию как раз знают все.

Два капитана

«Замком» многие местные жители почтительно называют Балтитский форт, нависающий со скалы над Каримабадом. Ему уже около 700 лет, и в свое время он служил местному независимому правителю и дворцом мира, и крепостью. Не лишенный импозантности снаружи, изнутри Балтит кажется мрачным и сырым. Полутемные помещения и бедная обстановка - обычные горшки, ложки, гигантская печь… В одном из помещений в полу люк - под ним мир (князь) Хунзы держал своих личных пленников. Светлых и больших помещений немного, пожалуй, лишь «балконный зал» производит приятное впечатление - отсюда открывается величественный вид на долину. На одной из стен этого зала - коллекция старинных музыкальных инструментов, на другой - оружие: сабли, мечи. И шашка, подаренная русскими.

В одной из комнат висит два портрета: британского капитана Янгхазбенда и русского капитана Громбчевского, которые решили судьбу княжества. В 1888 году на стыке Каракорума и Гималаев чуть не появилась русская станица: когда к тогдашнему миру Хунзы Сафдару Али прибыл с миссией русский офицер Бронислав Громбчевский. Тогда на границе Индостана и Средней Азии шла Большая Игра, активное противостояние двух сверхдержав XIX века - России и Великобритании. Не только военный, но и ученый, а впоследствии даже почетный член Императорского географического общества, этот человек не собирался завоевывать для своего царя земли. Да и было с ним тогда всего шестеро казаков. Но все же речь шла о скорейшем устройстве торговой фактории и политическом союзе. Россия, имевшая к тому времени влияние на всем Памире, устремила теперь свой взор к индийским товарам. Так капитан вступил в Игру.

Сафдар очень тепло принял его и охотно заключил предлагаемое соглашение - он опасался напиравших с юга англичан.

И, как оказалось, не без оснований. Миссия Громбчевского не на шутку встревожила Калькутту, где в то время находился двор вице-короля Британской Индии. И хотя специальные уполномоченные и шпионы успокаивали власти: вряд ли стоит опасаться появления русских войск на «макушке Индии» - с севера в Хунзу ведут слишком трудные перевалы, к тому же закрытые снегом большую часть года, - сюда было решено срочно отправить отряд под командованием Фрэнсиса Янгхазбенда.

  1. Оба капитана были коллегами - «географами в погонах», они не раз встречались в памирских экспедициях. Теперь им предстояло определить будущее бесхозных «хунзакутских бандитов», как их называли в Калькутте.

В Хунзе тем временем потихоньку появлялись русские товары, оружие, а во дворце Балтит появился даже парадный портрет Александра III. Далекое горское правительство начало дипломатическую переписку с Санкт-Петербургом и предложило разместить у себя казачий гарнизон. А в 1891 году из Хунзы пришло сообщение: мир Сафдар Али официально просит о приеме его со всем народом в российское подданство. Эта весть скоро дошла и до Калькутты, в результате 1 декабря 1891 года горные стрелки Янгхазбенда захватили княжество, Сафдар Али бежал в Синьцзян. «Дверь в Индию для царя захлопнута», - написал британский оккупант вице-королю.

Так что российской территорией Хунза считала себя всего четыре дня. Правитель хунзакутов пожелал видеть себя русским, но официального ответа так и не успел получить. А британцы закрепились и держались тут до самого 1947 года, когда в ходе распада получившей независимость Британской Индии княжество вдруг оказалось на территории, подконтрольной мусульманам.

Сегодня Хунза управляется пакистанским Министерством по делам Кашмира и Северных территорий, но теплая память о несостоявшемся исходе Большой Игры осталась.

Более того, местные жители спрашивают у русских туристов, почему так мало туристов из России. При этом, хотя британцы и ушли почти 60 лет назад, до сих пор их хиппи наводняют территории.

Абрикосовые хиппи

  1. Считается, что Хунзу заново для Запада открыли именно хиппи, которые бродили в 1970-е годы по Азии в поисках истины и экзотики. Причем популяризовали это место настолько, что даже обычный урюк американцы сегодня называют Hunza Apricot. Впрочем, сюда «детей цветов» влекли не только эти две категории, но и индийская конопля.

Одна из основных достопримечательностей Хунзы - ледник, который широкой холодной рекой спускается в долину. Впрочем, на многочисленных террасных полях выращивают картофель, овощи и коноплю, которую здесь не сколько курят, как добавляют в качестве приправы к мясным блюдам и супам.

Что же касается молодых длинноволосых ребят с надписью Hippie way на майках - то ли настоящих хиппи, то ли любителей ретро, - то они в Каримабаде в основном уплетают абрикосы. Это, несомненно, главная ценность хунзакутских садов. Весь Пакистан знает, что только здесь растут «ханские плоды», которые сочатся ароматным соком еще на деревьях.

Хунза привлекательна вовсе не только для радикальной молодежи - сюда едут и любители горных путешествий, и поклонники истории, и просто любители забраться подальше от родины. Дополняют картину, конечно, многочисленные скалолазы…

  1. Поскольку долина находится на полдороге от Хунджерабского перевала до начала индостанских равнин, хунзакуты уверены, что контролируют путь вообще в «верхний мир». В горы как таковые. Трудно сказать, действительно ли это княжество когда-то основали солдаты Александра Великого или это были бактрийцы - арийские потомки когда-то единого великого русского народа, но какая-то тайна в появлении этого небольшого и самобытного в своем окружении народа, безусловно, есть. Говорит он на своем собственном языке бурушасхи (Burushaski, родство которого до сих пор не установлено ни с одним из языков мира, хотя все здесь знают и урду, а многие - английский), исповедует, конечно, как и большинство пакистанцев, ислам, но особого толка, а именно исмаилитского, одного из самых мистических и таинственных в религии, который исповедует до 95% населения. Поэтому в Хунзе вы не услышите привычных призывов на молитву, несущихся из динамиков минаретов. Все тихо, молитва - личное дело и время каждого.

Здоровье

Хунзы купаются в ледяной воде даже при 15-градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет еще рожают детей. Летом они питаются сырыми фруктами и овощами, зимой - высушенными на солнце абрикосами и пророщенными зернами, овечьей брынзой.

Река Хунза являлась естественной преградой для двух средневековых княжеств Хунза и Нагар. С XVII века эти княжества постоянно враждовали, воровали друг у друга женщин и детей и продавали в рабство. И те и другие жили в укрепленных деревнях. Интересно еще одно: у жителей есть период, когда фрукты еще не поспели, - он зовется «голодной весной» и продолжается от двух до четырех месяцев. В эти месяцы они почти ничего не едят и лишь раз в день пьют напиток из сушеных абрикосов. Такой пост возведен в культ и строго соблюдается.

Шотландский врач МакКаррисон, первым описавший Счастливую долину, подчеркивал, что потребление белков там находится на низшем уровне нормы, если вообще это можно назвать нормой. Суточная калорийность хунзы составляет в среднем 1933 ккал и включает в себя 50 г белка, 36 г жира и 365 г углеводов.

Шотландец жил в непосредственной близости от долины Хунза в течение 14 лет. Он пришел к выводу, что именно диета является основным фактором долголетия этого народа. Если человек питается неправильно, то от болезней его не спасет и горный климат. Поэтому неудивительно, что соседи хунза, живущие в тех же климатических условиях, страдают самыми различными заболеваниями. Их продолжительность жизни в два раза короче.

  1. МакКаррисон, вернувшись в Англию, поставил интересные эксперименты на большом количестве животных. Одни из них питались обычной пищей лондонской рабочей семьи (белый хлеб, сельдь, сахар-рафинад, консервированные и вареные овощи). В итоге в этой группе стали появляться самые разнообразные «человеческие болезни». Другие же животные находились на диете хунза и на протяжении всего опыта оставались абсолютно здоровыми.

В книге «Хунзы - народ, который не знает болезней» Р. Бирхер подчеркивает следующие очень существенные достоинства модели питания в этой стране:

Прежде всего оно вегетарианское;
- большое количество сырых продуктов;
- в ежедневном рационе преобладают овощи и фрукты;
- продукты естественные, без всякой химизации, и приготовленные с сохранением всех биологически ценных веществ;
- алкоголь и лакомства потребляют исключительно редко;
- очень умеренное потребление соли;
- продукты, выращенные только на родной почве;
- регулярные периоды голодания.

К этому надо добавить и другие факторы, благоприятствующие здоровому долголетию. Но способ питания имеет здесь, несомненно, очень существенное, решающее значение.

  1. В 1963 году в Хунзе побывала французская медицинская экспедиция. В результате проведенной ею переписи населения было выяснено, что средняя продолжительность жизни у хунзакутов составляет 120 лет, что вдвое превышает этот показатель среди европейцев. В августе 1977 года в Париже на международном раковом конгрессе было сделано заявление: «В соответствии с данными геоканцерологии (науки по изучению раковых заболеваний в разных регионах мира) полное отсутствие раковых заболеваний имеет место только среди народности хунза».

  1. В апреле 1984 года одна из гонконгских газет сообщила о следующем удивительном случае. Один из хунзакутов, которого звали Саид Абдул Мобуд, прибывший в лондонский аэропорт Хитроу, привел в недоумение работников эмиграционной службы, когда предъявил паспорт. В соответствии с документом, хунзакут родился в 1823 году и ему исполнилось 160 лет. Сопровождавший Мобуда мулла отметил, что его подопечный считается святым в стране Хунза, славящейся своими долгожителями. У Мобуда отличное здоровье и здравый рассудок. Он прекрасно помнит события начиная с 1850 года.

О своем секрете долголетия местные жители говорят просто: будь вегетарианцем, трудись всегда и физически, постоянно двигайся и не меняй ритма жизни, тогда и проживешь лет до 120-150. Отличительные черты хунз как народа, обладающего «полноценным здоровьем»:

1) Высокая трудоспособность в широком смысле слова. У хунзов эта трудоспособность проявляется как во время работы, так и во время плясок и игр. Для них пройти 100–200 километров - все равно что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они необычайно легко взбираются на крутые горы, чтобы передать какое-то известие, и возвращаются домой свежие и веселые.

2) Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже если голодны и страдают от холода.

3) Исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна, - писал МакКарисон. - Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности, шум и т.п.».

Поделиться