Консультация "Ребенок с детским церебральным параличом: дома и в саду". Развитие особого ребенка (диагноз ДЦП) в общеобразовательном детском саду средствами музыкально-художественной деятельности Каким детям необходимо посещать сады для инвалидов

Вы сами, Ака, бывали в группе во время посещения таким ребёнком сада? Видели, что и как происходит? У вас, очевидно, мнение стороннего человека, даже не наблюдателя.
Ходил в наш сад несколько лет назад мальчик с ДЦП. Степень примерно такая же, как у воспитанницы ТС, то есть в четыре года (средняя группа) он ходил без поддержки в спецкостюме и спецобуви и мог говорить (правда, понимали его только родные и отчасти логопед), мог есть твёрдую пищу и пить с поддержкой. Ходил до обеда, ибо спат в чужом месте не мог, да и со снятием спецкостюма начинались новые проблемы.
Так вот, ходил ло обеда почти год. И весь год почти ежедневно воспитатели говорили, что если мальчика привели, то весь день насмарку - занятия не проводятся должным образом (мальчик гремит костюмом, издаёт звуки, дети смеются и отвлекаются, мальчик не принимает никакого участия в занятиях - либо не может либо не хочет, иногда падает со стула или роняет его, трогает сидящих рядом, роняет материалы со стола, не может принимать участия в музыкальных и физкультурных занятиях и воспитатель вынуждена контролировать его вместо того, чтобы помочь остальным детям и пр.), режимные моменты тоже - воспитатель занят проблемным мальчиком, а в это время дети бегают, шумят, кидаются, брызгаются и дерутся. Большую часть дня мальчик проводил в уголке на стуле, издавая звуки. Каждый раз, когда он принимал участи в игре, заканчивался плохо - нескоординированные движения рук и всё падало и ломалось, дети прогоняли его, отказывались принимать его в игру вопреки уговорам воспитателя или принимали, но потом снова - проблема и все от него уходят. Всё закончилось, когда этот мальчик махнул ногой в тяжёлом спецботинке и сломал другому мальчику нос. Тогда его забрали и перевели в спецсад-интернат. Там он провёл время до школы и дальше пошёл сначала в обычную школу, но там смог провести только месяц - созвали комиссию и признали его неготовым к обучению, перевели в спецшколу-интернат. Хотя интеллект у ребёнка был признан сохранным, но лобные доли были повреждены и желания заниматься и учиться чему-либо не было - просто неинтересно. Как-то так. Но вы, разумеется, имеете право на своё мнение. Мы все его имеем.
Возможно, в старших группах дети и привыкают к особенному ребёнку и помогают ему, но вот в младших приходится потратить столько нервов своих и чужих, и страдают другие дети - невнимание к ним взрослых, нарушение педпроцесса, мелкие и крупные травмы, полученные от особенного ребёнка и им самим, особенным ребёнком. Это ен мелочи. Я не против посещения СОХРАННЫМ ребёнком младшей группы детсада, но только если он сохранен хотя бы на 50% по сравнению с другими детьми и обладает минимальными навыками самообслуживания и самосохранения. А так получается - вот вам неходящий и неговорящий ребёнок, что хотите то и делайте. Девочка, о которой я писала, в три года тоже не ходила и плохо говорила. но её ен водили в детский сад, а ходили на спецзанятия, делали инъекции и операции, занимались со специалистами. А повели в 4,5 года и она прекрасно влилась в коллектив, и дети были готовы и приняли её и помогали ей во всём и воспитатели помогали, но она не забирала 90% их внимания и самой ей было комфортно от того, что она мало отличается от остальных. Кстати, за тот сломанный мальчиком с ДЦП нос отвечали заведующая и воспитатель. Воспитателю влепили строгий выговор с занесением в трудовую книжку и после этого она ушла с работы. А по сути агрессии не было и невнимания не было - мальчик просто махнул ногой в тот момент, когда другой наклонился. Секундное дело. Случайность. И очень тяжёлая и твёрдая обувь, не предназначенная для детских садов.
Вы лично готовы нести такую ответственность? Вряд ли. 28.06.2015 08:25:29,

Разделы: Работа с дошкольниками

“Забота о здоровье – это важный труд взрослого. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А. Сухомлинский

Одним из важнейших прав и свобод граждан в современном обществе является право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативным актами государства. Статья 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на образование, обязательность, а также гарантию общедоступности и бесплатности образования в образовательных учреждениях. Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан и с ОВЗ.

На современном этапе развития образования в соответствии с Законом об образовании особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья на образование. Важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума. Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Специфика разработки специального Федерального Государственного Стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Цели Стандарта:

1. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного образования.

2. Обеспечение государственных гарантий получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

3. Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Обеспечение равных возможностей социального развития и освоения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса.

5. Обеспечение возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности, и направленности с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья.

С введением ФГОС ДО и нового Закона об образовании большинство образовательных учреждений работает с детьми с ОВЗ. Это обусловлено и тем фактом, что многие родители стремятся к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками.

К, сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам, так как педагоги должны найти в себе силы, воспитать волю, желание к работе с детьми с ОВЗ. Да и само определение – ОВЗ. Кто же такие дети с ОВЗ?

Дети с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

Дети с нарушением речи;

Дети с нарушением интеллекта;

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

Дети с задержкой психического развития;

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения;

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Подробнее рассмотрим организацию образовательного процесса с ребёнком с диагнозом ДЦП.

Условия.

Обязательное условие развития детей с ОВЗ - взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Поэтому главная задача всех наших сотрудников – создать такую атмосферу в детском саду, где каждый маленький человек будет ощущать себя надёжно, комфортно, уютно, чувствовать заботу и уважение.

В нашем детском саду созданы все условия для работы с ребёнком ДЦП:

1. Создана хорошо подготовленная развивающая предметно – пространственная среда (безопасная, комфортная, соответствует возрастным особенностям развития и интересам детей, вариативная, информативная). Имеется на входной двери кнопка вызова персонала.

2. Игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями.

3. Дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии.

4. Большое количество досуговых мероприятий позволяет соединить самых разных детей в эмоционально-позитивном контексте.

5. Имеет значение высокая квалификация и тесное взаимодействие в работе всех специалистов и воспитателей.

В тех случаях, когда программа не может быть полностью освоена ребёнком с ОВЗ (в нашем случае с диагнозом ДЦП), составляется индивидуальная программа сопровождения ребёнка-инвалида. При составлении следует опираться на ряд принципов:

1. Принцип ориентации на возможности дошкольников, то есть индивидуально-психологические, клинические особенности детей с ОВЗ.

2. Принцип дозированности объёма изучаемого материала.

3. Принцип линейности и концентричности.

4. Принцип инвариантности, предполагающий видоизменение содержания программы, комбинирование разделов, в отдельных случаях изменение последовательности в изучении тем, введение корректировки.

Особенности осуществления коррекционной направленности в музыкальной деятельности.

1. Введение в НОД специальных коррекционных упражнений (разминок, этюдов), способствующих развитию зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве; по развитию осязания и мелкой моторики, коррекции речевых нарушений; ориентированы на зрительные нарушения у ребёнка и направлены на преодоление психофизических недостатков у детей.

2. Взаимодействие с учителем-логопедом. Изучение программ и определение направлений работы на год. Знакомство с результатами диагностики и определение индивидуальных маршрутов сопровождения.

3. Подготовка к образовательной совместной деятельности:

Подбор наглядного материала;

Подбор музыкальных произведений, текстов песен, литературного материала;

Подбор материала для организации деятельности детей в большом пространстве коррекционного зала с учётом диагноза и уровнем развития ребёнка.

4. Проведение музыкально-дидактических игр. Взаимообучение специалистов и воспитателей через открытый показ занятий, приёмов работы, дидактического материала.

5. Анализ проведенных утренников, праздников.

6. Совместная подготовка и проведение культурно-досуговой деятельности.

Коррекционная работа с ребёнком ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата.

Цель работы: коррекция и развитие сенсорно-перцептивных процессов у дошкольника с ДЦП. Задачи:

1. Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

2. Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

3. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.

3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Ребёнок с ДЦП.

Так как в моей практике появился ребёнок с ДЦП (нарушение опорно-двигательного аппарата), поэтому подробнее хочется рассказать о своей профессиональной деятельности в данном направлении.

ДЦП – это неврологическое расстройство в виде не прогрессирующих двигательных нарушений (паралич конечностей), возникающие в результате повреждения нервной системы. ДЦП относится к группе заболеваний связанных с нарушением программы неврологического развития (в данном случае двигательного). Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ДЦП различной степени тяжести физического дефекта.

Ребёнок с диагнозом – ДЦП (средней степени тяжести, паралич нижних конечностей) пришла к нам в детский сад во II младшую группу осенью 2014 года. Воспитывается в неполной семье. Воспитанием её занимается бабушка, которая очень любит её и старается сделать всё возможное, чтобы улучшить состояние здоровья. Девочка очень редко посещала детский сад, ввиду состояния здоровья. Она не ходила, только ползала. Скромная девочка, но умеет выражать свои эмоции. Музыкальные занятия посещает с удовольствием. Сидя на стуле, уже и в младшей группе, выполняла какие – либо движения ручками. Подпевала вместе со всеми детьми. Сердце замирает, глядя на неё. Благодаря проведённой операции, осенью 2015 года она пошла! Ходит, правда, с поддержкой взрослого или опираясь на предметы. С января 2016 года с помощью воспитателя танцует в кругу со всеми детьми. Глаза её светятся от счастья, что она может выполнять движения вместе со всеми. При организации какой-либо музыкально – ритмической деятельности с детьми, довольно часто слышу от неё выражение: “А как же я?.... Вы, что, забыли про меня?” <Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>, <Рисунок4>, <Рисунок5>.




Музыкальное воспитание ребёнка с ДЦП.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в рамках внедрения ФГОС ДО и “Рабочей программе музыкального руководителя”.

В современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе может сыграть не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребёнка с ограниченными возможностями развития.

Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, я считаю, что ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

Как работать с такими детьми?

Работая с такой категорией детей, приходится сталкиваться с особыми трудностями в разработках и проведении занятий. Исключительной значительностью для развития детей, имеющих нарушения опорно – двигательной системы, выступает комплексное воздействие: медицинское, психологическое, педагогическое, логопедическое, социальная помощь. Коррекционная работа в данном направлении основывается на взаимодействии таких компонентов, как движение, музыка, речь.

Первый компонент основы – движение.

Различные нарушения мышечного тонуса не дают возможности выполнения движений в заданном ритме и темпе.

Второй компонент основы – музыка.

С одной стороны, музыка формирует у детей чувство красоты, поднимает эмоциональный настрой, повышает мотивацию в обучении. С другой стороны, одним из выразительных средств в музыке являются ритм и темп, соблюдение которых крайне затруднительно для ребёнка с ДЦП. Желание выдержать ритм, темп может провоцировать появление быстрого утомления. Дифференцированный подход зависит от формы ДЦП.

Третий компонент основы – речь.

В работах отечественных и зарубежных исследователей отмечается, что при ДЦП наряду снарушением опорно – двигательного аппарата отмечается разнообразные речевые нарушения. Наша девочка – способный ребёнок. Несмотря на свой диагноз, речь у неё практически чистая. На праздниках, несмотря на индивидуальные особенности (стеснительность, застенчивость) стала рассказывать стихи. Впервые на осеннем празднике сыграла одну из главных ролей. Пусть пока ещё недостаточно выразительно и громко, но мы считаем, что дебют удался.

Возникает вопрос: как разрешить существующие проблемы? А разрешить эту проблему можно, если использовать современные образовательные и здоровьесберегающие технологии.

Технологии, используемые в образовательном процессе.

Мир, в котором живёт и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя в образовательной деятельности современные методы, приёмы и образовательные технологии.

К современным образовательным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия.

Детям с ОВЗ (в том числе и с ДЦП) показана хореотерапия, сказкотерапия, вокалотерапия, музыкотерапия. Особенно коррекционная ритмика и танцетерапия дают положительные результаты почти при всех видах нарушений, в том числе и в нашем случае. Поэтому, большое внимание, мы уделяем здоровьесберегающим технологиям (логоритмика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, самомассаж и др.).

Очень важны в образовательном процессе и технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, занятия физкультурой и спортом, активный отдых (физкультурные развлечения и праздники под музыкальное сопровождение, музыкальные развлечения и праздники, “День здоровья”). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения.<Рисунок6>, <Рисунок7>, <Рисунок8>.



Методы и приёмы коррекционно – развивающей работы.

В коррекционных играх мы предлагаем максимально использовать все возможные анализаторы для формирования знаний в пространстве. В ходе НОД создаются такие условия, чтобы у ребёнка вырабатывались установка на успех, на принятие помощи взрослого.

Также, важно использовать упражнения на развитие психических процессов (психогимнастика): игры на развитие восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти, мимики, упражнения на регуляцию мышечного тонуса рук и ног. <Рисунок9>, <Рисунок10>.

В своей профессиональной деятельности музыкального руководителя использую методику В. В. Емельянова (“Фонопедический метод развития голоса” - упражнения, направленные на развитие артикуляции, дыхания). Этот метод эффективен как для здоровых детей всех возрастов, так и детей с ОВЗ.


Работа с педагогами.

Тесное сотрудничество с педагогами детского сада (беседы, консультации, мастер-классы, подготовка к праздникам и развлечениям, организация кукольных спектаклей, информация в стендах, участие в конкурсах и др.) положительно влияет на высокие показатели воспитанности, образованности и развитости всех детей.

Работа с родителями (законными представителями).

Сотрудничество с родителями (законными представителями) строим по следующим направлениям:

1. Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный ДОУ.

2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей) осуществляется через родительские собрания, консультации и беседы.3. Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников (дни открытых дверей, организация выставок-конкурсов, привлекаем родителей к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов).

Всё вышеизложенное помогает сделать родителей (законных представителей) своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. Такая деятельность носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности. <Рисунок11>.

Результат моей работы:

1. Девочка с диагнозом ДЦП стала более раскрепощённой, у неё развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.

2. У ребёнка повысилась познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослыми, развивается потребность ребёнка в общении посредством речи.

3. Улучшилась речевая и сенсомоторная функция.

4. Музыкотерапия в коррекционной работе помогает установлению эмоционального диалога.

Вывод.

Деятельность всего педагогического коллектива положительно влияет на развитие музыкального слуха, чувства ритма, всех психических процессов, как здоровых детей, так и детей с ОВЗ. А так же развивается большой интерес к игре на музыкальных инструментах. В результате восприятия музыки ребёнок становится эмоционально осмысленным, формируется музыкальный вкус.

Работая с детьми дошкольного возраста, я опираюсь на следующее:

НОД провожу в игровой и занимательной форме,

Создаю атмосферу успеха,

Развиваю музыкальность каждого ребёнка,

Обучаю детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам,

Воспитываю способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку,

Развиваю художественно-творческие способности.

Всё вышеизложенное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки, как очень важную в работе с дошкольниками. Музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребёнка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмпатические чувства.

В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию и развитию всех детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили.

Список литературы.

  1. Интернет-ресурсы.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
  3. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой и т.д.) и ему необходимы контакты в детском коллективе.

Поступление в детский сад-сложный этап в жизни каждого ребенка, а ребенка-инвалида с нарушениями двигательной функции адаптация к условиям ДОУ усложняется. Этот момент имеет особое значение. Ведь взаимодействие со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе.

Наине, а так зовут девочку, которая пришла к нам в октябре 2013 года, было 4 года. Детский сад она посещает вместе с мамой, т.к. не может передвигаться самостоятельно. Первые дни пребывания в ДОУ вызывали у ребенка страх перед незнакомой обстановкой, новыми требованиями, незнакомыми людьми. И наша задача заключалась в том, чтобы как можно быстрее решить эту проблему страха перед окружающим, и пониманию того, что несмотря на многие ограничения, вместе можно добиться неплохих результатов: научиться общаться и играть со здоровыми детьми, самостоятельно решать определенные задачи.

Свою работу мы начали прежде всего с того, что в беседе с мамой выяснили все личностные особенности, привычки ребенка, для того, чтобы выбрать правильный индивидуальный подход, что в свою очередь смягчило период адаптации. В результате беседы выяснилось, что Наине, а она четвертый ребенок в семье, отводилась роль немощного человека, а действия близких сводились лишь к тому, чтобы уберечь ребенка от травм и неприятностей. Она привыкла к тому, что постоянная, каждодневная забота становится неотъемлемой частью ее существования. Безграничная помощь привела к пассивному образу жизни, отсутствии инициативы.

В первый же день мы познакомили новенькую со всеми помещениями группы: приемной, групповой комнатой, спальней, туалетом, умывальной. Вместе с ребятами определили место за столом, показали шкафчик для раздевания. Дети отнеслись к Наине очень доброжелательно, охотно рассказывали и показывали все игрушки, предлагали свою помощь.

Следующим шагом стало постепенное знакомство ребенка со всеми взрослыми: няней, психологом, инструктором ЛФК, логопедом, инструктором по плаванию т.е. с теми людьми, которые будут ее окружать каждый день. Мы старались вызвать только положительные эмоции, объяснили и показали, чем ребята занимаются в различные периоды пребывания в детском саду, для того чтобы вызвать интерес и желание попробовать свои силы в разных видах деятельности.

Особый интерес и восторг у Наины вызвал бассейн. Если в помещении она могла передвигаться только с помощью взрослого, то в бассейне -плавала самостоятельно только при поддержке надувных игрушек и чувствовала себя более уверенно.

Во все образовательные мероприятия вводили ребенка поэтапно, давая ей возможность привыкнуть, нагрузку увеличивали постепенно. Это позволило добиться наилучших результатов, а ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада.

Наина посещает наш детский сад уже год. За этот период она делает попытки одеваться самостоятельно, во время еды сама держит ложку и ест, собирает игрушки, хорошо ориентируется в пространстве. У ребенка обогатился словарный запас, она пытается говорить полными предложениями.

Таким образом пребывание ребенка-инвалида в детском саду одновременно со здоровыми детьми помогает решить проблему одиночества и социально адаптироваться в обществе.

Консультация для родителей

Ребенок с ДЦП дома и в детском саду

Детский церебральный паралич - это нарушение двигательной функции, которое появляется в раннем возрасте, даже до рождения. Симптомы детского церебрального паралича обычно появляются в первый год жизни.

Нарушение в двигательной системе - результат нарушения мозговой деятельности. Нервная система помогает телу двигаться и контролировать движения. Под нарушением мозговой деятельности можно понимать любое нарушение мозговой структуры или функции, любое нарушение мозговой деятельности может остаться на всю жизнь.

К сожалению, в некоторых семьях малышу с ДЦП изначально отводится позиция так называемого "немощного сосуда". А действия родителей сводятся лишь к тому, чтобы уберечь свое чадо от "губительных" воздействий внешней среды. При таком подходе дети, как правило, с большим трудом приспосабливаются к самостоятельной взрослой жизни. В кругу семьи они привыкают к тому, что постоянная, каждодневная помощь становится неотъемлемой частью их бытия. Конечно, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в большей поддержке со стороны взрослых, чем обычные, но нельзя забывать, что безграничная и беспредельная помощь часто приводит к пассивному образу жизни, отсутствию инициативы. Кроме того, у ребенка, воспитанного подобным образом, формируется стойкое потребительское отношение ко всем окружающим. Вот почему очень важно, чтобы у ребенка всегда были прямые свои обязанности, за которые отвечает только он сам. К примеру, во время еды пусть сам держит ложку и ест, хотя половина еды мимо и одежда его грязная; во время уборки он может вытирать пыль. Дома есть аквариум? Тогда ребенок может кормить рыбок. А возможно, будет с удовольствием собирает игрушки, раскиданные им же. Главное, чтобы родители не забывали хвалить его даже за малейшее проявление активности и ни в коем случае не показывали своего недовольства - даже если следы "бурной деятельности" маленького хозяина придется устранять несколько часов. Это тот самый случай, когда терпение и определенная самоотверженность взрослых идет на пользу ребенку. Например, самостоятельное одевание способствует укреплению мышц рук, развитию координации движений и ориентировки в пространстве, даже позволяет обогатить активный словарный запас. Вначале пусть ребенок оденет на прогулку куклу или плюшевого мишку и при этом объяснит маме, что и как он делает. Задача взрослого - поощрять ребенка говорить не только одно - двухсложными предложениями, но и полными развернутыми фразами. Со временем его речь будет меняться, и с каждой попыткой высказывания будут более похожи на те, которые он слышит от родителей. Впоследствии ребенок будет стараться самостоятельно надеть свои штанишки, шапочку, варежки или застегнуть "липучки" на ботинках.

В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой или няней), и ему необходимы контакты в детском коллективе. То есть, пора отправляться в детский сад. Этот момент, немаловажный и для здоровых детей, имеет особое значение для малыша с ДЦП. Ведь взаимоотношения со сверстниками в дошкольном детстве, как правило, становятся основой для формирования дальнейших навыков общения и социализации в обществе.

В нашем городе имеются отдельные группы для детей с нарушениями в развитии в массовых детских садах, куда принимают малышей не только с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и с задержкой психического развития или с интеллектуальной недостаточностью. Подобные группы в детских садах специализируются на социальной адаптации детей-инвалидов. Здесь дошколятам с церебральным параличом помогают решить проблему одиночества и страха перед окружающими, учат пониманию того, что, несмотря на многие ограничения, вместе можно добиться неплохих результатов. В таких группах детского сада дети с ДЦП учатся общаться, играть друг с другом, самостоятельно решать определенные задачи, находятся вне домашнего очага, также они могут быть в социальной детской среде со здоровыми детьми. Родители обязаны уделить особое внимание этому аспекту.

Сегодня мы поговорим о детских садах для детей с ограничениями. Какие они должны быть и можно ли ребенка с дцп водить в такой дет-сад?

Особенные дети , которые имеют ограничения в способностях , передвижении, коммуникациях и прочее, требуют очень серьезной заботы и круглосуточного внимания.

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Дети – это счастье и цветы нашей жизни. С появлением малыша в семье все меняется, ведь теперь появилась еще одна личность, желания и потребности которой важно учитывать.

Многие родители считают малыша с диагнозом дцп беспомощным, полагают, что его нельзя сдать даже в специализированный детсад или школу, что уж говорить о карьере и личной жизни.

Появление в семье ребенка с диагнозом детский церебральный паралич для многих родителей является настоящим испытанием. Однако эти дети появились на свет, а значит, они имеют свою миссию в жизни и право на место под солнцем.

Просто особенные детки требуют к себе более внимательного отношения. Сегодня заболевание дцп не является чем-то новым, полностью не изученным. Медицина проделала огромные шаги вперед и достигла больших успехов.

Не стоит отчаиваться, а нужно бороться и проводить реабилитацию больного, чтобы улучшить его состояние. Ведь, в противном случае болезнь будет только прогрессировать.

Каким должен быть детский сад для детей с дцп

Конечно, чудес не бывает, хоть многие с этим не согласятся. Чтобы достичь успеха, нужно потратить годы упорного труда. Однако если вы постоянно будете комплексно, результат вас порадует.

Сегодня существует очень много разных для деток с диагнозом дцп. Детский садик дцп является местом, где для развития личности представлены огромные шансы.

Не стоит находиться малышу в изоляции, он должен расти вместе с подобными ему детками и радоваться жизни. В наше время открываются границы и детей с ограничениями все чаще принимают в школы и дет-сады вместе со здоровыми детьми.

Не надо бояться этих учреждений, я на своем опыте знаю, что маленькие детки не понимают разницы между собой и вашего ребенка на этой почве не обидят.

Не во всех городах, к сожалению, есть специализированные учреждения. Однако медицинские представители организовали отдельные

Поделиться