Сенситивный тип. Сензитивность невротической и аутентичной личности Теоретическая сензитивность

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Сенситивность (сензитивность) - характерологическая особенность человека, проявляемая в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и пр. Сенситивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной недостаточности (-> комплекс неполноценности), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (-> характер: акцентуация).

С возрастом сенситивность может сглаживаться, в частности ввиду формирования в ходе воспитания и самовоспитания умения справляться с тревожащими ситуациями. Сенситивность может обусловливаться и органическими причинами - наследственностью, поражениями мозга головного и прочими, и особенностями воспитания - например, эмоциональным отвержением ребенка в семье. Предельно выраженная сенситивность - одна из форм психопатий.

Сенситивность возрастная - присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду сенситивности возрастной обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Сенситивность (лат. sensus - чувство) - повышенная чувствительность, ранимость, неуверенность в себе, преувеличенная совестливость, склонность к сомнениям, застревание на своих переживаниях.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Сенситивность - особенность личности, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям, фиксации на своих переживаниях.

Неуверенность в себе - это повседневный психический феномен. О неуверенных в себе, или, лучше, сенситивных, личностях говорят тогда, когда вследствие этого недостатка люди страдают и вступают в конфликты. Сенситивные люди повышенно восприимчивы и впечатлительны. Они не проявляют настойчивости, чувствительны и ранимы, злость и заботы «проглатывают», но носят в себе долго и тяжело, не высказывая их. Отягощающие переживания и конфликты не вытесняются, не отвергаются и не изолируются в смысле вышеописанных защитных механизмов; они сохраняются в сознании и остаются эмоционально насыщенными. Сенситивные люди склонны к застреванию и ретенции аффекта: способность руководить собой и прежде всего возможность переработки и проявления аффекта недостаточны. Это относится больше всего к агрессивным побуждениям (подавление агрессии). Только при значительном застое аффекта встречаются внезапные сильные взрывы. Сенситивные личности, по Кречмеру, определяются астенической структурой с сильным стеническим жалом.

Условия возникновения и биографические особенности

Многие сенситивные личности в детстве потеряли отца (или родились вне брака); у других отцы часто бывают слабыми, мало интересуются воспитанием детей. Вследствие этого дети (или подростки) перестают видеть в отце идеал и вступают с ним в противоречие. С этим можно связать тот факт, что сенситивные люди имеют строгий Я-идеал, при котором возникает конфликт между «быть» и «мочь». Одинокая мать пытается вопреки реальности идеализировать отца в глазах ребенка, в воспитании она пытается заменить отца и принимает на себя двойную функцию; ребенок становится заменой супруга (Рихтер), по меньшей мере (часто из страха перед расставанием) мать старается привязать к себе ребенка, она его оберегает и максимально разгружает. При этом мать создает себе идеальную картину сына, ожидает от него добросовестности, честолюбия и успехов. При таком подходе Личность становится, с одной стороны, впечатлительной, мягкой и ранимой, а с другой - тщеславной и подчеркнуто аккуратной. В результате этого развития может определяться ее особая зависимость от оценки окружающих. «Сверхчувствительность к признанию и отказам связана с сильной функцией Сверх-Я и со строгим Я-идеалом и возникает вследствие поведения любящей матери, которая в то же время противится проявлениям потребностей ребенка» (Куипер). Неуверенность в себе в конечном итоге означает, что осознание собственного достоинства не может развалиться изнутри (так как переживания и поведение не удовлетворяются требованиями Сверх-Я и притязаниями Я-идеала) и нуждается в поддержке снаружи.

Сенситивный человек в общем коммуникабелен и способен к любви, но в любви предпочитает пассивную роль. В противоположность этому сенситивные люди при необходимости самозащиты нередко бывают активны и мужественны. Выбор партнера протекает медленно и с конфликтами, но браки затем бывают крепкими и прочными.

В образовании и работе часто возникают конфликты между «мочь» и «стремиться», что приводит к кризам самооценки, если не приходит успех и особенно явное признание. Эта досада действует тем сильнее, чем больше служебный успех должен приводить к компенсации чувства неполноценности в отношении собственной личности. Военную службу и войну сенситивные люди переживают часто как свое «лучшее время», поскольку в таких ситуациях приказы исключают необходимость принимать собственное решение, они испытывают чувство товарищества и искомое ими признание; этот стиль жизни позволяет подавить пассивную часть структуры личности и ослабить конфликт между Я-идеалом и Я.

Этот опыт показывает, что сенситивную структуру можно оценивать с одинаковым правом и как невроз характера, и как психопатию.

Терапия

Сенситивные лица относительно редко обращаются за лечебной помощью. Клиническая симптоматика состоит преимущественно из депрессивных кризов самооценки и еще чаще из ипохондрических состояний. Психотерапия задается целью переработать актуальные конфликтные ситуации и этим помочь больному лучше понять свою структуру и особенно возможности защитного поведения, а также познать положительные стороны своей структуры: тонкую чувствительность, внимательность, справедливость и возможность сочувствия, которые могут положительно воздействовать на межчеловеческие отношения, когда на задний план отступает защита и вступает в действие функция Я. Наряду с психотерапевтической беседой показан тренинг уверенности в себе, при котором достигается адекватное соотношение между агрессивным аффектом и критикой, например в ролевой игре. Прогноз благоприятный, многие сенситивные личности достигают успехов в жизненной борьбе.

Пассивно-агрессивные расстройства личности. Такие люди не выносят свою агрессивность вовне, а оставляют ее латентной, и поэтому предпочитают выражать себя через пассивное поведение: забывчивость и непунктуальность, встречные претензии и оттяжки используются ими для противодействия притязаниям, которые им предъявляются в личной, трудовой и социальной жизни. Следствием этого является неэффективный стиль жизни, особенно если это поведение постоянное и оно распространяется на ситуации, которые могли бы облегчить позитивные установки и активность. Концепция этих расстройств личности также исходит из военного опыта. Отвлекаясь от выраженных форм, такие стертые формы поведения часто можно находить в рабочей среде.

К психодинамическому объяснению этого вида развития личности привлекается поведение родителей, которые наказывают детские попытки самостоятельности и настойчивости, требуя от ребенка подчиняемое™, хотя бы с амбивалентными колебаниями. В течение жизни этот вид расстройств личности становится постоянным. Психотерапия проводится таким же образом, как и у сенситивных личностей, с которыми эти и следующие ниже расстройства личности (оба упоминаются в американской психиатрии) тесно связаны.

Уклоняющееся расстройство личности Уклоняющееся расстройство личности (DSM III), в том числе и социально-фобическое расстройство личности (DSM IV), определяется неуверенной самооценкой, сверхчувствительностью, особенно при отказах; даже незначительные, небольшие и повседневные неудачи вызывают глубокую ранимость. Поэтому лица с таким расстройством стараются избегать межчеловеческих отношений, кроме самых необходимых. Несмотря на потребность в контактах, они держатся на дистанции от людей; при большом богатстве чувств неумело их проявляют.

Классификация . По МКБ 10 сенситивные личности вместе с уклоняющимися личностями - F60.6; пассивно-агрессивные расстройства личности- F60.8.

Сензитивность это (от лат. sensus чувства) – высокая индивидуальная чувствительность, проявляющаяся как черта личности у людей. Сензитивность охватывает большой спектр психических процессов индивида и может быть выражена в следующем:

  • сильная тревожность и страх перед будущими событиями;
  • повышенная саморефлексия;
  • низкий болевой порог;
  • неадекватная самокритика и самобичевание в случае неудач;
  • робость;
  • заниженная самооценка;
  • ощущение недостойности;
  • высокая требовательность к себе;
  • боязнь критики и неудач;
  • застревание на прошлых переживаниях;
  • низкий уровень притязаний;

Причины возникновения сензитивности:

  • генетическая предрасположенность;
  • органическое поражение мозга;
  • невроз;
  • депрессия;
  • психические заболевания;
  • тревожные расстройства.

Сензитивность в психологии

Психология рассматривает сензитивность не только как определенную личностную особенность отдельно взятого человека, но и как возрастную. Сензитивный период это благоприятный этап в развитии ребенка для условий формирования в нем определенного поведения, свойств психики, навыков и умений. Мария Монтессори (итал. педагог), активно использовала возможности окружающей среды в развитии ребенка и в результате своей работы, отметила несколько возрастных сензитивных периодов:

  • 0 - 6 лет – развитие речи;
  • 0 – 5,5 лет – сенсорное восприятие;
  • 0 – 3 года - развитие восприятия к порядку;
  • 1 – 4 года – активно развиваются двигательные навыки, действия;
  • 1,5 – 7 лет – восприятие мелких предметов;
  • 4,5 – 5 лет – фонематическая чувствительность;
  • 6 – 8 лет - сензитивный период развития навыков письма.

Сензитивность - плюсы

Высокий уровень сензитивности доставляет человеку немало переживаний, но в чувствительности есть свои положительные аспекты, таким людям свойственны:

  • добросердечие и мягкость;
  • высокие моральные принципы;
  • этичность;
  • добросовестность;
  • умение чувствовать боль или подавленность других;
  • талант распознавать тонкие нюансы в деятельности.

Виды сензитивности

Сензитивный может быть особо чувствительным в определенной области восприятия. Д.Г. Смит (амер. клинический психолог) классифицировал основные виды сензитивности:

  1. Теоретическая сензитивность – хорошая ориентация человека в различных теоретических концепциях личности и умение применить знания в соответствующей области (предсказание чувств, мыслей, поступков других людей)
  2. Наблюдательская сензитивность – способность одномоментно наблюдать и оценивать внешность собеседника, его речь, запах, мимику, перемещения и позы. Сюда входит и самонаблюдение.
  3. Идеографическая сензитивность – видение в каждой личности своеобразных, присущих только ей признаков.
  4. Номотетическая сензитивность – при наблюдении за поведением представителя какой-либо социальной группы, сензитивный человек может применить полученное знание для прогнозирования поведения других членов этой группы.

Существует и другая классификация сензитивности:

Эмоциональная сензитивность

Понятие сензитивности в эмоциональном контексте означает гиперчувствительность индивида, выраженная в подверженности влиянию негативных событий прошлого. Толчком к развитию может служить неадекватное жестокое или равнодушное воспитание в детстве. Эмоционально сензитивный человек страдает от того, что прошлые события переживаются им вновь и вновь, усугубляя психофизиологическое состояние.

Социальная сензитивность

Сензитивность в общении мешает человеку эффективно строить отношения в социуме, карьеру, завязывать близкие знакомства. Сензитивный страх проявляется у людей склонных к тревожным расстройствам и паранойе, такие люди подвержены переживанию, что их мысли могут быть «прочитаны» другими людьми. Социальная сензитивность базируется на отрицательных чувствах человека по отношению к самому себе:

  • собственная ущербность («я недостаточно хорош/умен/способен);
  • неуверенность и недостойность.

Сензитивность темперамента

Свойства темперамента сензитивность и реактивность характерны больше для людей меланхолического склада характера, тогда как флегматики, холерики и сангвиники сензитивны в меньшей степени. Меланхолики склонны долго переживать, ранимы и склонны к самокопанию – эти особенности позволили психологам сопоставить сензитивность с меланхолическим темпераментом личности.

Упражнения для развития сензитивности

Сензитивность в разумном диапазоне необходимое качество успешного взаимодействия с людьми, понимания процессов происходящих с личностью. Тренинг сензитивности общее название групповых психологических тренингов личностного роста, направленных на развитие в человеке сензитивных способностей: эмпатии, наблюдения, понимания и прогнозирования поведения других. Техники и упражнения сенситивного тренинга:

  1. Упражнение на психологическую наблюдательность. В группе выбирается человек, который уходит за дверь, в это время участники процесса располагаются в комнате: кто-то садится на стулья, другие стоят. Тренер зовет вышедшего участника и просит запомнить в течение 1 минуты «картину» расположения остальных, затем снова просит выйти за дверь. Происходит смена половины членов группы в расположении. Снова заходит вышедший участник, и тренер просит его расположить всех так, как было в первый раз. В результате, оценивается насколько человек наблюдателен.
  2. Упражнение «Эмоции» на повышение восприятия партнера. Участники садятся полукругом и получают карточки, на которых записаны разные эмоциональные реакции. Каждый участник по очереди выходит и становится спиной к остальным, его задача невербально изобразить эмоцию или состояние, записанные на его карточку. Цель остальных почувствовать что это: гнев, радость, печаль и т.д.
  3. Упражнение на развитие наблюдательной сензитивности. Участники садятся в круг и стараются почувствовать эмоциональное состояние соседа, находящегося по левую руку, получая при этом обратную связь, верно ли их предположение. Неверные интерпретации отмечаются тренером, как указывающие на стереотипы, которыми руководствуются люди при анализировании поступков и эмоций других.

Гиперсензитивность это википедия

Сензитивность – это характеристика человека, выражающая повышенную, индивидуальную чувствительность к внешним событиям и сопровождающаяся тревожностью перед новыми происшествиями. Сензитивность выражается в таких индивидуальных чертах, как застенчивость, робость, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, резкая самокритика, склонность к продолжительным переживаниям, комплекс неполноценности.

С возрастом высокая сензитивность способна уменьшаться, поскольку человек в процессе самовоспитания может побороть в себе тревожность перед предстоящими событиями.

Уровень сензитивности обуславливается врожденными характеристиками человека (наследственностью, органическими поражениями главного мозга) или особенностями (условиями) воспитания ребенка.

В психологии понятие сензитивности используется вместе с синонимами «сенситивность» и «чувствительность». Вместе с этим бывает ещё явление «нечувствительности», оно выражается в отсутствии реакции на события, эмоции и поступки людей, оценки. Нечувствительность проявляется в полном равнодушии, отсутствии физических ощущений, бестактности и невнимании к другим.

Сензитивность в психологии

Понятие сензитивности в психологии – это переживание человеком повышенной чувствительности, ранимости и неуверенности в себе. Сензитивные люди часто жалуются, что их никто не воспринимает и не понимает. При обращении к психологу сензитивные клиенты говорят о недружелюбности окружающих в отношении к ним, отчего им трудно устанавливать коммуникативную связь. Они часто считают себя недостойными, плохими, думают, что они хуже, чем другие индивиды. Им трудно самостоятельно справляться с проблемами, поскольку они слишком скованные и застенчивые.

Понятие сензитивности касается личных особенностей и качеств индивида, оно выражается в чрезмерной чувствительности и легкой ранимости, совестливости, склонности к сомнению в поступках и сосредоточении на переживаниях. Данная чувствительность может быть постоянной характеристикой человека или проявляться время от времени.

Сензитивность, что это такое в психологии? Высокая сензитивность препятствует социальной адаптации, поскольку такой человек считает, что весь мир противостоит ему одному. Социальная сензитивность являет собой страх перед разнообразными социальными ситуациями. Люди, у которых слишком высокая социальная сензитивность, часто считают себя ущербными, поэтому боятся знакомств с новыми людьми, не решаются выступать на публике и стараются избежать любой социальной активности.

С проявлениями подобной симптоматики необходимо обращаться на консультацию к психологу. Опытный психолог проведет индивидуальную психологическую беседу, определит правильную стратегию лечения для облегчения состояния клиента с выраженной сензитивностью.

Сензитивность может быть результатом различных психических расстройств (неврозов, стрессовых состояний, органических заболеваний мозга, депрессии, тревожных расстройств, эндогенных психических расстройств).

Сензитивность может быть различной в зависимости от темперамента.

Уровень сензитивности выражается силой внешних влияний, необходимой для возникновения определенной психологической реакции. Например, определенные обстоятельства могут совсем никаких реакций не вызывать у одного человека, тем временем, как у другого они вызывают сильное возбуждение. Так, меланхолики и холерики являются более чувствительными и впечатлительными, поэтому им больше свойственна сензитивность, нежели сангвинику и флегматику, не придающим большого значения ситуациям, которые могли бы их затронуть.

Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность – это явление, возникающее на определенном этапе индивидуального развития и выражающее чувствительность человека к различным влияниям из внешней среды.

Возрастной сензитивностью занимается педагогика и возрастная психология. Знание сензитивных возрастных периодов помогает в развитии необходимых способностей. Так, например, в возрасте 2-3 лет ребенок способен быстро овладеть языком, значит, данный возраст является сензитивным для развития лингвистической функции. Если упустить очень важный сензитивный этап, ребенок к нему не вернется, и в дальнейшем могут возникать трудности с формированием соответствующих способностей.

Сензитивные возрастные периоды служат возможностью для ребенка приобрести желательные и необходимые умения и способности, способы поведения и знания. Только в сензитивный период можно лучшим способом легко научиться что-либо делать, по истечению этого периода, сделать это будет не так просто.

Сензитивные возрастные периоды длятся некоторое время, независимо от того успел ли индивид овладеть необходимым действием, и если его упустить, возможность уйдет и человеку будет труднее справиться с потребностью овладеть нужным действием.

Человек не способен хоть как-либо повлиять на возникновение сензитивных периодов. Главное, что родители должны знать, что они могут сделать для того, чтобы сензитивный период ребенка прошел, как можно успешнее.

Поэтому родители обязаны знать о сензитивных периодах в жизни ребенка, узнавать характерные особенности, работать над их развитием; наблюдать все проявления интенсивных стадий протекания сензитивного периода, что желательно делать для нормальной оценки развития крохи; спрогнозировать следующий сензитивный период и создать благоприятную среду для развития ребенка.

Возрастные сензитивные периоды универсальны, это значит, что независимо от религии, национальности, культурных различий – они все равно возникают в необходимое время.

Эти периоды индивидуальны, то есть точное время возникновения и продолжительность определяются биологически у каждого по-своему. Поэтому идея фронтального подхода в обучении, особенно до шести лет, является не корректной. Также разнообразные образовательные программы, кроме индивидуальных, могут не соответствовать реальному возрасту ребенка. Так, например, если ребенку пять лет, то это совсем не означает, что он по психологическим параметрам полностью соответствует данному биологическому возрасту.

Еще имеет важность такой фактор, как динамика протекания сензитивного периода, что вместе со среднестатистическими сроками не гарантируют того, что абсолютно каждый ребенок будет проходить возрастную сензитивность в таком режиме.

Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием).

Каждый возрастной сензитивный период характеризуется пологим, медленным началом, которое иногда очень трудно обнаружить, если не знать о его приближении, не предполагать вероятность его наступления и не заниматься с ребенком, делая упор на зону его ближайшего развития; точкой максимума (этапом самой высокой интенсивности), которую легче всего наблюдать. Также для сензитивного периода характерен пологий спад интенсивности.

Возрастные сензитивные периоды совершаются примерно в одно время, но могут иметь высокую интенсивность в разные этапы.

Тренинг сензитивности

Тренинг сензитивности или как его ещё называют тренинг межличностной чувствительности возник на основании практики Т-групп. Психолог Карл Роджерс выделил два основных типа групповой работы – это «группы для организационного развития» и «тренинг сензитивности».

Тренинг сензитивности называют «группами встреч».

Тренинг сензитивности являет собой групповой динамический тренинг. Понятие сензитивности включает качество способности прогнозировать эмоции, мысли и действия другого человека, умения воспринимать, осознавать и запоминать социально-психологические особенности других индивидов или целых групп, на этом основании предсказывать поведение и деятельность.

В этом контексте психолог Г. Смит выделяет несколько видов сензитивности:

Наблюдательская (способность наблюдать и запоминать, как выглядел человек и что он говорил);

Теоретическая (применение разных теорий для интерпретации поведения, мыслей и чувств людей);

Номотетическая (понимание типичного индивида, как представителя определенной группы и использование этого знания в прогнозировании поведения людей, которые являются частью этой группы);

Идеографическая сензитивность (понимание и восприятие своеобразия поведения любого человека).

Основным заданием тренинга сензитивности является совершенствование способностей человека к восприятию и пониманию других людей. Еще выделяют два вида целей: непосредственные цели и высокоорганизованные.

Повышение самосознания участников в связи с приобретением знаний о том, как остальные воспринимают поведения других;

Рост восприимчивости к групповому процессу, к действиям других, которые связанны с восприятием коммуникативных стимулов, воспринимающихся от других;

Восприятие условий, осложняющих или облегчающих функционирование группы;

Формирование диагностических умений в сфере межличностного общения;

Развитие умений успешного включения в межгрупповые и внутригрупповые ситуации.

Вырабатывание у человека умения исследовать свою роль и экспериментировать с ней;

Развитие аутентичности межличностных отношений;

Расширение знаний о других людях;

Формирование способности сотрудничества с окружающими.

Задачи тренинга сензитивности:

Развитие различных поведенческих навыков;

Повышение понимания между участниками группы и самопонимания;

Чувственное осознание групповых процессов;

Обучение и тренинг возможностей, увеличивающих социальную компетентность.

В общем, главные цели тренинга сензитивности определяются, как повышение восприимчивости к групповым явлениям, усиление восприятия групповых процессов; понимание собственной жизни и внутренней жизнедеятельности других личностей; формирование восприимчивости к своим социальным ролям и чужим, к их позициям и установкам; вырабатывание искренности, открытости и спонтанности реакций.

Вышеперечисленные цели тренинга сензитивности осуществляются через межличностное взаимодействие и взаимоотношения, с помощью анализа группового процесса, таких его составляющих, как групповые цели, нормы, роли, структуры группы, проблему лидерства, конфликты, напряжение и другие. В таком отношении тренинг сензитивности является похожим на методы групповой психотерапии, но в отличие от неё ориентируется на событие «здесь и сейчас», исследование групповых процессов, поведения человека в коллективе, его влияния на других.

Тренинг сензитивности очень часто применяется при подготовке в обучении специалистов психотерапии: в частности групповых психотерапевтов. Благодаря этим тренингам у будущих психотерапевтов вырабатывается чувствительность к групповым явлениям, вырабатывается умение адекватно оценивать установки, отношения, психологические проблемы и конфликты индивидов, основываясь на межличностном взаимодействии, улучшается понимание собственной личности, установок, потребностей и мотиваций.

Тренинг сензитивности будущих психотерапевтов направлен на решение определенных заданий с целью лучшей чувствительности к групповым явлениям или установления более глубокого самопонимания и на реализацию в занятиях широких возможностей, предоставленных в форме тренинга.

В тренинге сензитивности используются психотехнические упражнения и различные ролевые игры, они разделяются на три вида. Первый составляют упражнения, которые воздействуют на целую группу и на каждого её участника, они ориентированы на организацию работоспособности в начале занятий и её поддержания на протяжении всего дня.

Второй вид – это упражнения и игры направлены на установление контакта между участниками, осознание и восприятие эмоциональных состояний участников группы, на развитие наблюдательности, способности понимания свойств, качеств, состояний и отношений между людьми и группами.

И третий вид составляют упражнения и игры на приобретение обратной связи. Именно здесь вырабатывается прочная связь между участниками. Независимо от типа тренинга работа начинается с создания работоспособности, целью которой является организация групповой атмосферы.

Сензитивность: что это такое, симптомы и методы лечения

Сензитивность – особенность характера человека, в психологии под этим термином понимают определенное поведение и характеристики личности: человек часто робеет в незнакомой ситуации, испытывает стеснение, чувство тревоги, боится новой ситуации общения с другими людьми. В целом это явление характеризует чрезмерную чувствительность личности к различным окружающим ее событиям и явлениям.

Такая повышенная чувствительность к обстоятельствам может соответствовать определенному возрасту или сохраняться как характерологическая особенность в течение всей жизни. Она в процессе жизни может сглаживаться, а иногда нарастает ее проявление. Это связано с событиями, которые переживает человек.

  • наследственность;
  • органические поражения мозга;
  • особенности воспитания;
  • возрастные периоды.

Под наследственностью нужно понимать темперамент, который передается ребенку от родителей. Сила и скорость нервной системы (это и есть темперамент) сказывается на восприимчивости человека различных жизненных ситуаций.

Люди с меланхоличным типом темперамента более всех склонны к проявлению чувствительности. Они сильно впечатлительны, мнительны и тревожны. Тяжело им переживать обиды и неудачи, склонны к обвинению во всех бедах, прежде всего, себя. Флегматики и сангвиники, наоборот, меньше реагируют на жизненные перипетии.

Существует понятие «семейной тревоги», когда повышенная чувствительность характерна не только для одного человека, но для всей семьи. Здесь опасения и страхи касаются здоровья, конфликтов, длительного отсутствия членов семьи.

Люди с органическими поражениями мозга также характеризуются повышенной чувствительностью в различных ситуациях. Сензитивность является одним из симптомов их основного заболевания. Она проявляется вместе с раздражительностью, утомляемостью, головокружением, тошнотой и другими симптомами.

Под особенностями воспитания нужно понимать эмоциональное отвержение ребенка родителями, излишняя строгость, различного рода моральное насилие в семье и другие неправильные методы воспитания.

Психика ребенка слишком восприимчива к подобным ситуациям. Они могут являться для него психологической травмой, которая, закрепляясь в подсознании, приводит к развитию повышенной чувствительности к определенным жизненным проблемам. Когда к ребенку выдвигают слишком много требований, он испытывает страх несоответствия им. Такие переживания могут закрепляться в характере маленького человечка, проявляясь через повышенную чувствительность.

Многие ученые (Выготский, Ананьев, Запорожец и другие) говорили о сензитивных возрастных периодах, когда человек восприимчив к окружающим его воздействиям. Здесь это явление характеризуется с положительной стороны, так как означает период усиленного восприятия ребенка и взрослого человека к развитию определенных качеств и умений.

Например, в 2-3 года у ребенка активно образовываются новые слова, он учится говорить и формировать предложения. Если правильно пользоваться такими периодами в жизни ребенка, он сможет всецело познавать окружающую его действительность с помощью значимого для него взрослого.

Проявления повышенной чувствительности

Среди основных симптомов повышенной впечатлительности можно выделить:

  • стеснительность;
  • впечатлительность в мелких ситуациях;
  • робость;
  • чувство несостоятельности, формирование комплекса неполноценности;
  • длительное переживание событий, которые должны произойти или уже состоялись;
  • тревожность;
  • барьеры в общении с другими людьми;
  • замкнутость;
  • восприимчивость к чувствам и проявлениям характера окружающих людей.

Восприимчивый человек эту черту характера может проявлять по-разному. Он оценивает речь, поведение, может делать правильные выводы о настроении собеседника. Чувствительный человек с первых минут общения обращает внимание на внешность, речь, поведение других людей. Такие люди способны прогнозировать ощущения и мысли других. Они принимают индивидуальные особенности окружающих.

Такие умеренные проявления сензитивности не являются отклонениями поведения человека. Но если наблюдается гиперчувствительность, человек не может спать перед волнующим событием, не может полноценно отдыхать после него или какого-либо сложного разговора, это плохо сказывается на психическом и физическом его самочувствии. В этом случае необходима консультация специалиста психолога, психотерапевта или психиатра.

Ощущение собственной несостоятельности, ущербности, минимальная социальная активность, тревожность, длительное болезненное переживание жизненных перемен – первые тревожные звоночки, которые свидетельствуют о необходимости консультации специалиста.

Повышенная чувствительность, впечатлительность может помешать человеку в получении профессии, самореализации, налаживании счастливой личной жизни, адаптации в социуме. Поэтому сензитивность - патология, с которой лучше бороться.

Методы коррекции и лечения

Если не предпринимать попытки поддержки нервной системы, не работать с чувствами тревожности, обиды, правильно не проживать сложные жизненные ситуации, сензитивность может трансформироваться в акцентуацию характера и психопатию.

Чтобы это предотвратить, нужно правильно справляться с повышенной чувствительностью.

Медикаментозная терапия

Сензитивность не является отдельной нозологической единицей (психическим заболеванием), но относится к одним из симптомов сложных психических болезней, а также патологией развития личности, если не работать над этой характерологической особенностью.

Когда используются медицинские средства? Препараты врачи назначают при сильно выраженных проявлениях повышенной чувствительности. Если у человека наблюдается сильная тревожность, склонность к депрессивному поведению, психиатр (психотерапевт) назначает антидепрессанты, успокаивающие средства. В случае, когда человек переживает по поводу предстоящего события, могут назначаться снотворные препараты, помогающие человеку расслабиться и хорошо отдохнуть.

Психотерапевтические методы

Для преодоления последствий неправильного воспитания, уменьшения проявлений меланхолического типа темперамента, коррекции при органических поражениях мозга используются не только медикаментозные средства.

Повышенная чувствительность снижается в своей интенсивности в комплексном решении проблемы.

Специалисты активно используют несколько методов психотерапии:

Гештальт-терапия используется в прорабатывании ситуации «здесь и сейчас». В работе со специалистом пациент имеет возможность проявить всю свою эмоциональность, чувства. Эмоции могут нести как положительную, так и отрицательную окраску. Но только отреагирование эмоций не дает терапевтического эффекта. Специально обученный гештальт-терапевт помогает человеку сделать анализ и оценку своих чувств, образов и переживаний. Для проработки важно текущее состояние пациента, так как картинка происходящих событий и эмоций формируется в процессе работы.

Методы психоанализа направлены на проработку прошлого опыта человека. Особенно часто такие методы используются при повышенной чувствительности, которая возникла по причине неправильного воспитания и эмоционального отвержения родителями своего ребенка. В этом случае формируется позитивный образ прошлого, прорабатываются травмирующие ситуации, которые привели к этой чувствительности.

Гипноз специалисты применяют для закрепления конкретного посыла в психике. Это работает при выраженном чувстве неполноценности, ориентира на неудачу и сниженного уровня притязаний.

Методы индивидуальной психотерапии Адлера. В этом направлении задача психолога, психотерапевта или психиатра сформировать позитивную картинку будущего у человека с повышенной тревожностью, сложной адаптацией в социуме при социальной гиперчувствительности.

Повышенная чувствительность к окружающим событиям, переживания и тревожность значительно ухудшают процесс самореализации и адаптации в окружающей среде человека.

Для решения этой проблемы важно вовремя обратиться к специалисту, который поможет физиологически и психологически поддержать пациента.

При копировании материалов данного сайта активная ссылка на портал http://depressio.ru обязательна!

Все фото и видео взяты из открытых источников. Если вы - автор использованных изображений, напишите нам, и вопрос будет оперативно решен. Политика конфиденциальности | Контакты | О сайте | Карта сайта

сензитивность

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 .

Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005 .

Смотреть что такое «сензитивность» в других словарях:

сензитивность - сущ., кол во синонимов: 2 психотип (15) чувствительность (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

СЕНЗИТИВНОСТЬ - (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… … Энциклопедия социологии

Сензитивность - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п. * * *… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СЕНЗИТИВНОСТЬ - (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… … Толковый словарь по социологии

Сензитивность - повышенная чувствительность к различным воздействиям. Сензитивностъ возрастная присущий определенному возрастному периоду оптимальный характер развития определенных психических свойств и процессов … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Сензитивность - характерологическая особенность человека, проявляющаяся вповышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякогорода испытаний и т. п. (3) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

СЕНЗИТИВНОСТЬ - (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям … Педагогический словарь

СЕНЗИТИВНОСТЬ - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п … Словарь по профориентации и психологической поддержке

сензитивность - , социальная фобия это близкие понятия: индивид испытывает страх, очень большое волнение в определенных социальных ситуациях: если приходится выступать публично, вступить в общение с незнакомым человеком и др. Это во многом зависит от… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

сензитивность возрастная - присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду С. в. обучение может оказаться недостаточно эффективным,… … Большая психологическая энциклопедия

Сензитивный период

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения .

Сензитивный период - период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи - от полутора до 3-х лет .

  • Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
  • Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)
  • Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
  • Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
  • Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
  • Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

Примечания

  1. Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб.пособие ля студентов пед. ин-тов и учащихся пед.училищ. Под ред. Л. А. Венгера. М, Просвещение, 1975.

Литература

  • Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому» // Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.
  • Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л. А. Венгера. М, Просвещение, 1975.
  • Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 608 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Сензитивный период» в других словарях:

Сензитивный период - [лат. sensus чувство, ощущение] период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД - 1. См. критический период. 2. Свободно определяемый период времени, в течение которого организм чувствителен к определенным формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению определенных реакций или определенного типа знания.… … Толковый словарь по психологии

Сензитивный период (сензитивность) - (отлат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… … Словарь-справочник по педагогической психологии

Сензитивный период (сензитивность) - (отлат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода… … Словарь по педагогической психологии

сензитивный возраст - (от лат. sensibilitas чувствительный) этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких либо видов деятельности, формирования определенных психических функций. Понятие введено М. Монтессори для обозначения… … Дефектология. Словарь-справочник

Сензитивный (сенситивный) период - (лат. sensitivus – чувствительный) – 1. см. Критический период; 2. свободно определяемый период времени, в течение которого организм оказывается чувствительным к определённым формам стимуляции, и физиологически и психологически готов к усвоению… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Сензитивный возраст - (лат. – чувствительный) – это возрастной период, который создаются оптимальные психо физиологические и биологические возможности организма для развития каких либо новых сторон, качеств, состояний психической деятельности. Это наиболее… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД - Биологически определенный период времени, в течение которого организм оптимально готов к усвоению определенных реакций. Наиболее известный пример – критический период для импринтинга У определенных видов уток, который представляет собой несколько … Толковый словарь по психологии

Критический период - Термин этологии, обозначающий жестко определенный и решающий период на раннем этапе развития организма, когда он способен учиться конкретным вещам, необходимым для его выживания в будущем (например, держаться рядом с родитслями). Термин чаще… … Большая психологическая энциклопедия

ВОЗРАСТ - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфич. закономерностей формирования организма и личности. В. представляет собой качественно особый этап, к рому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на… … Российская педагогическая энциклопедия

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Сенситивность - повышенная чувствительность, ранимость, неуверенность

сенситивность (сензитивность) или особая чувствительность человека.

Звоните и мы не только правильно проведем полную диагностику, но и сможем быстро помочь Вам!

Наиболее частые жалобы, которые предъявляют пациенты при проявлении симптомов межличностной сенситивности , повышенной чувствительности :

  • Особая чувствительность
  • Недовольство другими
  • Вас не понимают
  • Ощущение, что люди недружелюбны или Вы им не нравитесь
  • Ощущение, что Вы хуже других
  • Чрезмерная застенчивость или скованность при общении с другими
  • Ощущение неловкости, когда люди смотрят на Вас
  • То, что Ваши чувства легко задеть

    Главный врач, врач высшей категории, кандидат медицинских наук.

    Для получения бесплатной консультации специалиста

    мы гарантированно поможем

    Понимание, забота и качество

    Нужна помощь? Звоните

    ул. Руставели, дом 4, корпус 1

    «Дмитровская» (960 метров)

    «Бутырская» (930 метров)

    бесплатная общественная парковка для автомобилей

    ©, «Брейн Клиник» Все права защищены!

    При использовании материалов данного сайта, ссылка на ресурс обязательна!

    Сензитивность

    Характерологическую особенность человека, которая проявляется в чрезмерной чувствительности к явлениям окружающего мира, в психологии называют сензитивностью. Люди, подверженные такому явлению, обычно обладают повышенным чувством тревоги, ограждают себя барьерами в социальном общении, боятся новых ситуаций, незнакомых ощущений и даже незначительных испытаний. У разных людей данная особенность может проявляться по-разному, в зависимости от ее вида и характера.

    Развитие сензитивности

    Можно выделить основные качества, свойственные сензитивным личностям:

    • Стеснительность;
    • Робость;
    • Излишняя впечатлительность;
    • Чувство неполноценности;
    • Склонность к длительному переживанию прошедших или предстоящих событий.

    Как можно догадаться, подобные качества чаще всего обусловлены конкретными особенностями воспитания и жизненным опытом человека. Вместе с этим, бывают случаи, когда развитие сензитивности спровоцировано различными органическими причинами (например, наследственностью, поражениями мозга и т. п.)

    Однако сензитивность, как правило, берет начало еще с детства человека. Эмоциональное отвержение ребенка в семейных отношениях в данном случае выступает самой распространенной причиной. Если родители не уделяют ему нужного внимания, ласки и заботы, кроме различных комплексов, в ребенке начинается развитие сензитивности. Так возникают: замкнутость, нелюдимость и тревожность.

    То же можно сказать и о ситуации, когда родители проявляют излишнюю строгость по отношению к детям. Ответной реакцией является постоянное стремление к уединению и замкнутость в собственном мире. Ребенок на подсознательном уровне старается избегать всяческих контактов с людьми, чтобы не подвергнуться очередному наказанию или порицанию.

    У многих людей с годами сензитивность смягчается, поскольку возраст и опыт приучают их быть практичнее в реальной жизни. Они начинают смотреть на вещи проще и приобретают способность лучше контролировать собственные эмоции.

    Виды сензитивности

    С точки зрения психологии, сензитивность нередко трактуется так же как умение человека понимать и воспринимать чувства и особенности характера разных людей, что дает ему возможность прогнозировать их поведение.

    Так, различают 4 вида сензитивности:

    Наблюдательский вид основывается на способности человека обращать большое внимание на поведение, речь и внешность других людей. То есть сензитивный человек такого типа замечает одновременно все сразу.

    Теоретический вид сензитивности преполагает умение использовать разные теории для объяснения и прогнозирования мыслей, ощущений и поведения другого человека.

    Номотетическая сензитивность характеризуется способностью человека выявлять основные черты типичного представителя какой-либо социальной группы, а впоследствии применять это знание для предсказания поведения людей, относящихся к этой группе.

    Идеографический вид отличается навыком понимать своеобразие и индивидуальные особенности данного человека.

    Другие виды сензитивности

    Кроме основных типов, можно разделить сензитивность также на:

    Эмоциональная сензитивность чаще всего используется в значении гиперчувствительности человека к происходящим или предстоящим событиям. То есть все то, что вполне нормально воспринимается большинством людей, для сензитивной личности приобретает огромное значение.

    Как правило, человек, у которого наблюдается эмоциональная сензитивность, подвержен сильному влиянию прошлого. Все события, даже самые незначительные, которые с ним произошли, постоянно анализируются и приобретают все новые оттенки.

    К примеру, если он в детстве стал свидетелем громкой родительской ссоры, и это происшествие сильно повлияло на его психику, он будет помнить о нем практически всю жизнь. Эмоциональная сензитивность в данном случае проявляется тем, что человек, как правило, очень страдает от собственных тяжелых воспоминаний, поскольку наделен неординарной способностью с их помощью переживать события заново.

    Так же болезненно сензитивные личности воспринимают какие-либо предстоящие перемены. Зачастую даже положительный характер событий доставляет им беспокойство и приводит к эмоциональному напряжению.

    Социальная сензитивность характеризуется в первую очередь как непреодолимое чувство страха перед различными социальными ситуациями. Как уже отмечалось выше, люди, подверженные данной патологии, в большинстве своем страдают комплексом неполноценности.

    Именно сознание своей ущербности и способствует развитию социальной сензитивности. Человек боится общения с незнакомыми людьми, не решается выступать на публике и избегает социальной активности, как правило, по одной причине: он считает себя недостаточно умным, способным, симпатичным, достойным и т.д.

    Подобные мысли приводят человека, одержимого социальной сензитивностью, в сильное волнение, а для того, чтобы побороть себя и обрести уверенность в собственных силах, необходимо много стараний и времени.

    Под сензитивностью темперамента подразумеваются характерологические особенности, присущие группам людей с определенным складом характера. Считается, что таким видам, как холерик, сангвиник и флегматик почти не свойственно это качество. А темперамент меланхолика как раз включает в себя те свойства, которые присущи сензитивным людям:

    Кроме того, психологи, характеризуя меланхолический тип темперамента, сензитивностью называют преимущественно депрессивный характер переживаний людей, принадлежащих к нему. Меланхолики очень тяжело переживают обиды и сильно расстраиваются при неудачах, чаще всего обвиняя при этом себя. Комплекс неполноценности и отсутствие уверенности в собственных силах также присущи данному типу. Таким образом, при определении темперамента сензитивного человека можно почти всегда прийти к выводу, что он меланхолик.

    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

    Кариес – это самое распространенное инфекционное заболевание в мире, соперничать с которым не может даже грипп.

    Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.

    Существуют очень любопытные медицинские синдромы, например, навязчивое заглатывание предметов. В желудке одной пациентки, страдающей от этой мании, было обнаружено 2500 инородных предметов.

    В стремлении вытащить больного, доктора часто перегибают палку. Так, например, некий Чарльз Йенсен в период с 1954 по 1994 гг. пережил более 900 операций по удалению новообразований.

    Когда влюбленные целуются, каждый из них теряет 6,4 ккалорий в минуту, но при этом они обмениваются почти 300 видами различных бактерий.

    74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон становился донором крови около 1000 раз. У него редкая группа крови, антитела которой помогают выжить новорожденным с тяжелой формой анемии. Таким образом, австралиец спас около двух миллионов детей.

    Большинство женщин способно получать больше удовольствия от созерцания своего красивого тела в зеркале, чем от секса. Так что, женщины, стремитесь к стройности.

    Препарат от кашля «Терпинкод» является одним из лидеров продаж, совсем не из-за своих лечебных свойств.

    Общеизвестный препарат «Виагра» изначально разрабатывался для лечения артериальной гипертонии.

    Согласно исследованиям ВОЗ ежедневный получасовой разговор по мобильному телефону увеличивает вероятность развития опухоли мозга на 40%.

    При регулярном посещении солярия шанс заболеть раком кожи увеличивается на 60%.

    Кровь человека «бегает» по сосудам под огромным давлением и при нарушении их целостности способна выстрелить на расстояние до 10 метров.

    Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.

    Кроме людей, от простатита страдает всего одно живое существо на планете Земля – собаки. Вот уж действительно наши самые верные друзья.

    Работа, которая человеку не по душе, гораздо вреднее для его психики, чем отсутствие работы вообще.

    Малоподвижный образ жизни, нерациональное питание и постоянное напряжение, присущие сегодня большинству жителей мегаполисов, приводят к развитию различных забол.

  • Сензитивность – это характеристика человека, выражающая повышенную, индивидуальную чувствительность к внешним событиям и сопровождающаяся тревожностью перед новыми происшествиями. Сензитивность выражается в таких индивидуальных чертах, как застенчивость, робость, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, резкая самокритика, склонность к продолжительным переживаниям, комплекс неполноценности.

    С возрастом высокая сензитивность способна уменьшаться, поскольку человек в процессе самовоспитания может побороть в себе тревожность перед предстоящими событиями.

    Уровень сензитивности обуславливается врожденными характеристиками человека (наследственностью, органическими поражениями главного мозга) или особенностями (условиями) воспитания ребенка.

    В психологии понятие сензитивности используется вместе с синонимами «сенситивность» и «чувствительность». Вместе с этим бывает ещё явление «нечувствительности», оно выражается в отсутствии реакции на события, и поступки людей, оценки. Нечувствительность проявляется в полном равнодушии, отсутствии физических ощущений, бестактности и невнимании к другим.

    Сензитивность в психологии

    Понятие сензитивности в психологии – это переживание человеком повышенной чувствительности, ранимости и неуверенности в себе. Сензитивные люди часто жалуются, что их никто не воспринимает и не понимает. При обращении к психологу сензитивные клиенты говорят о недружелюбности окружающих в отношении к ним, отчего им трудно устанавливать коммуникативную связь. Они часто считают себя недостойными, плохими, думают, что они хуже, чем другие . Им трудно самостоятельно справляться с проблемами, поскольку они слишком скованные и застенчивые.

    Понятие сензитивности касается личных особенностей и качеств индивида, оно выражается в чрезмерной чувствительности и легкой ранимости, совестливости, склонности к сомнению в поступках и сосредоточении на переживаниях. Данная чувствительность может быть постоянной характеристикой человека или проявляться время от времени.

    Сензитивность, что это такое в психологии? Высокая сензитивность препятствует , поскольку такой человек считает, что весь мир противостоит ему одному. Социальная сензитивность являет собой перед разнообразными социальными ситуациями. Люди, у которых слишком высокая социальная сензитивность, часто считают себя ущербными, поэтому боятся знакомств с новыми людьми, не решаются выступать на публике и стараются избежать любой социальной активности.

    С проявлениями подобной симптоматики необходимо обращаться на консультацию к психологу. Опытный психолог проведет индивидуальную психологическую беседу, определит правильную стратегию лечения для облегчения состояния клиента с выраженной сензитивностью.

    Сензитивность может быть результатом различных психических расстройств ( , стрессовых состояний, органических заболеваний мозга, тревожных расстройств, эндогенных психических расстройств).

    Сензитивность может быть различной в зависимости от темперамента.

    Уровень сензитивности выражается силой внешних влияний, необходимой для возникновения определенной психологической реакции. Например, определенные обстоятельства могут совсем никаких реакций не вызывать у одного человека, тем временем, как у другого они вызывают сильное возбуждение. Так, и являются более чувствительными и впечатлительными, поэтому им больше свойственна сензитивность, нежели и , не придающим большого значения ситуациям, которые могли бы их затронуть.

    Возрастная сензитивность

    Возрастная сензитивность – это явление, возникающее на определенном этапе индивидуального развития и выражающее чувствительность человека к различным влияниям из внешней среды.

    Возрастной сензитивностью занимается педагогика и возрастная психология. Знание сензитивных возрастных периодов помогает в развитии необходимых способностей. Так, например, в возрасте 2-3 лет ребенок способен быстро овладеть языком, значит, данный возраст является сензитивным для развития лингвистической функции. Если упустить очень важный сензитивный этап, ребенок к нему не вернется, и в дальнейшем могут возникать трудности с формированием соответствующих способностей.

    Сензитивные возрастные периоды служат возможностью для ребенка приобрести желательные и необходимые умения и способности, способы поведения и знания. Только в сензитивный период можно лучшим способом легко научиться что-либо делать, по истечению этого периода, сделать это будет не так просто.

    Сензитивные возрастные периоды длятся некоторое время, независимо от того успел ли индивид овладеть необходимым действием, и если его упустить, возможность уйдет и человеку будет труднее справиться с потребностью овладеть нужным действием.

    Человек не способен хоть как-либо повлиять на возникновение сензитивных периодов. Главное, что родители должны знать, что они могут сделать для того, чтобы сензитивный период ребенка прошел, как можно успешнее.

    Поэтому родители обязаны знать о сензитивных периодах в жизни ребенка, узнавать характерные особенности, работать над их развитием; наблюдать все проявления интенсивных стадий протекания сензитивного периода, что желательно делать для нормальной оценки развития крохи; спрогнозировать следующий сензитивный период и создать благоприятную среду для развития ребенка.

    Возрастные сензитивные периоды универсальны, это значит, что независимо от религии, национальности, культурных различий – они все равно возникают в необходимое время.

    Эти периоды индивидуальны, то есть точное время возникновения и продолжительность определяются биологически у каждого по-своему. Поэтому идея фронтального подхода в обучении, особенно до шести лет, является не корректной. Также разнообразные образовательные программы, кроме индивидуальных, могут не соответствовать реальному возрасту ребенка. Так, например, если ребенку пять лет, то это совсем не означает, что он по психологическим параметрам полностью соответствует данному биологическому возрасту.

    Еще имеет важность такой фактор, как динамика протекания сензитивного периода, что вместе со среднестатистическими сроками не гарантируют того, что абсолютно каждый ребенок будет проходить возрастную сензитивность в таком режиме.

    Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием).

    Каждый возрастной сензитивный период характеризуется пологим, медленным началом, которое иногда очень трудно обнаружить, если не знать о его приближении, не предполагать вероятность его наступления и не заниматься с ребенком, делая упор на зону его ближайшего развития; точкой максимума (этапом самой высокой интенсивности), которую легче всего наблюдать. Также для сензитивного периода характерен пологий спад интенсивности.

    Возрастные сензитивные периоды совершаются примерно в одно время, но могут иметь высокую интенсивность в разные этапы.

    Тренинг сензитивности

    Тренинг сензитивности или как его ещё называют тренинг межличностной чувствительности возник на основании практики Т-групп. Психолог Карл Роджерс выделил два основных типа групповой работы – это «группы для организационного развития» и «тренинг сензитивности».

    Тренинг сензитивности называют «группами встреч».

    Тренинг сензитивности являет собой групповой динамический тренинг. Понятие сензитивности включает качество способности прогнозировать эмоции, мысли и действия другого человека, умения воспринимать, осознавать и запоминать социально-психологические особенности других индивидов или целых групп, на этом основании предсказывать поведение и деятельность.

    В этом контексте психолог Г. Смит выделяет несколько видов сензитивности:

    — наблюдательская (способность наблюдать и запоминать, как выглядел человек и что он говорил);

    — теоретическая (применение разных теорий для интерпретации поведения, мыслей и чувств людей);

    — номотетическая (понимание типичного индивида, как представителя определенной группы и использование этого знания в прогнозировании поведения людей, которые являются частью этой группы);

    — идеографическая сензитивность (понимание и восприятие своеобразия поведения любого человека).

    Основным заданием тренинга сензитивности является совершенствование способностей человека к и пониманию других людей. Еще выделяют два вида целей: непосредственные цели и высокоорганизованные.

    Непосредственные цели:

    — повышение самосознания участников в связи с приобретением знаний о том, как остальные воспринимают поведения других;

    — рост восприимчивости к групповому процессу, к действиям других, которые связанны с восприятием коммуникативных стимулов, воспринимающихся от других;

    — восприятие условий, осложняющих или облегчающих функционирование группы;

    — формирование диагностических умений в сфере межличностного общения;

    — развитие умений успешного включения в межгрупповые и внутригрупповые ситуации.

    Высокоорганизованные цели:

    — вырабатывание у человека умения исследовать свою роль и экспериментировать с ней;

    — развитие аутентичности межличностных отношений;

    — расширение знаний о других людях;

    — формирование способности сотрудничества с окружающими.

    Задачи тренинга сензитивности:

    — развитие различных поведенческих навыков;

    — повышение понимания между участниками группы и самопонимания;

    — чувственное осознание групповых процессов;

    — обучение и тренинг возможностей, увеличивающих социальную компетентность.

    В общем, главные цели тренинга сензитивности определяются, как повышение восприимчивости к групповым явлениям, усиление восприятия групповых процессов; понимание собственной жизни и внутренней жизнедеятельности других личностей; формирование восприимчивости к своим социальным ролям и чужим, к их позициям и установкам; вырабатывание искренности, открытости и спонтанности реакций.

    Вышеперечисленные цели тренинга сензитивности осуществляются через межличностное взаимодействие и взаимоотношения, с помощью анализа группового процесса, таких его составляющих, как групповые цели, нормы, роли, структуры группы, проблему лидерства, напряжение и другие. В таком отношении тренинг сензитивности является похожим на методы групповой психотерапии, но в отличие от неё ориентируется на событие «здесь и сейчас», исследование групповых процессов, поведения человека в коллективе, его влияния на других.

    Тренинг сензитивности очень часто применяется при подготовке в обучении специалистов психотерапии: в частности групповых психотерапевтов. Благодаря этим тренингам у будущих психотерапевтов вырабатывается чувствительность к групповым явлениям, вырабатывается умение адекватно оценивать установки, отношения, психологические проблемы и конфликты индивидов, основываясь на межличностном взаимодействии, улучшается понимание собственной личности, установок, потребностей и .

    Тренинг сензитивности будущих психотерапевтов направлен на решение определенных заданий с целью лучшей чувствительности к групповым явлениям или установления более глубокого самопонимания и на реализацию в занятиях широких возможностей, предоставленных в форме тренинга.

    В тренинге сензитивности используются психотехнические упражнения и различные ролевые игры, они разделяются на три вида. Первый составляют упражнения, которые воздействуют на целую группу и на каждого её участника, они ориентированы на организацию работоспособности в начале занятий и её поддержания на протяжении всего дня.

    Второй вид – это упражнения и игры направлены на установление контакта между участниками, осознание и восприятие эмоциональных состояний участников группы, на развитие наблюдательности, способности понимания свойств, качеств, состояний и отношений между людьми и группами.

    И третий вид составляют упражнения и игры на приобретение обратной связи. Именно здесь вырабатывается прочная связь между участниками. Независимо от типа тренинга работа начинается с создания работоспособности, целью которой является организация групповой атмосферы.

    У любого из нас в определённые периоды возникают переломные моменты, когда жизнь даёт серьёзный крен и меняются интересы, по-другому расставляются приоритеты и проигрываются новые сценарии. Даже более того, возможен основательный пересмотр ценностей.

    Ну что же, это вполне естественно и даже закономерно, учитывая эволюционный вектор развития, на котором мы проходим различные жизненные уроки. Но, вместе с тем, кризис личности зачастую довольно болезненный и ранящий нас процесс. Он оставляет рубцы и ссадины, делая нас более или менее чувствительными к жизненным испытаниям.

    Как бы то ни было, но с позиции души, любой кризис личности – всего лишь навсего очередной этап преодоления, именуемый как . Как мы воспользуемся тем или иным кризисным периодом, зависит от многих факторов.

    Однако, у любого кризиса есть свои закономерности, которые обусловлены степенью чувствительности. Причём, эта чувствительность телесная, эмоциональная и ментальная или телесная и психическая.

    Другими словами, существуют ритмические закономерности, свойственные определённой части нашей природы, наиболее чувствительной на данный период времени, то есть, любая наша проблема – эмоциональное застревание или выгорание, трудность определения или физическая болезнь – катализатор желанных изменений . Подробнее – в последующем материале.

    ЛИЧНОСТНЫЕ ЛАБИРИНТЫ. КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ

    Представьте, каким бы было наше развитие, если бы любые кризисные и переломные периоды нашей жизни, травмирующий опыт и боль, причём любого характера, мы изначально воспринимали как период благоприятной возможности? Парадокс?

    С точки зрения личностных ограничений – несомненно. А если с более широкой перспективы высшего или многомерного “Я” – отнюдь. Ибо любые катализаторы взросления хороши, если достигается искомая цель. Причём, “негативные” катализаторы действуют мощнее.

    Другими словами, тогда наш жизненный путь не был бы столь инертным, без откатов назад и отбирающих нашу силу и подтачивающих нашу волю сомнений.

    Но даже, если мы пройдя череду неуверенных выборов, всё же не надломили свой внутренний стержень, а пересмотр собственного прошлого позволил нам кардинально взглянуть на себя с позиции не вовлечённого и без пристрастного наблюдателя, то вся предыдущая трагикомичная свистопляска личности обретает смысл и даже конкретную роль учителя.

    Ввиду того, что наша личность в большинстве своём ограничена опытом одной жизни, любой её следующий шаг сопряжён с трудностями определения и нахождения собственной правды жизни. Отсюда – блуждание в лабиринтах судьбы до тех пор, пока водительство души не будет принято, ибо у неё нет ограничений линейного времени, а значит, и прошлое, и грядущее не являются обособленными частями жизненного опыта. Но, чтобы произошло данное слияние, человеку часто приходиться вновь и вновь хаживать тропами незнания и заниматься поисками смыслов.

    По другой аналогии у каждого из нас жизненная стезя, словно кольца на древе жизни, оставляет свои отметины с неповторимым узором, но определённой последовательностью и цикличностью.

    Эти отличительные особенности индивидуального роста и развития соответствуют циклам и фазам жизни, которые я именую не иначе, как

    Иногда периоды сенситивности или чувствительности не оставляют своего заметного следа на нашем древе жизни. Однако чаще всего, они связаны с кризисными периодами определяя нашу дальнейшую .

    В силу дуальности, характерной для всех сфер жизнедеятельности человека, в психологическом рассмотрении имеет положительный и негативный вектор развития.

    Во многом такое разделение служит контрастом, позволяющим найти действенные методы и принять соответствующие меры, обеспечивающие в итоге преодоление кризиса с последующей актуализацией – деятельным усвоением .

    Что это значит? А то, что как бы мы не распоряжались своей судьбой, не прозвучат слова Грибоедова, вложенные в уста Чацкого: “А судьи кто?” Ибо никто не осудит нас ни здесь, ни после жизни, так всё есть свободный выбор и мы следуем ему сообразно нажим желаниям и предпочтениям.

    Важно другое, как мы отреагируем на личностный конфликт – ожесточимся или освободимся от умственных или эмоциональных ограничений.

    Но, так или иначе, кризис воздействует на порог чувствительности личности, повышая или понижая его, тем самым определяя наше восприятие происходящего.

    В традиционной психологии личностные кризисы являются неотъемлемой частью взросления и личностного становления человека и социально обусловлены.

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

    Так для психологии развития свойственны отличительные особенности, в которых можно выделить определённые этапы, влияющие на формирование личности.

    Так, А. В. Петровский выделяет: ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3 года), детсадовское детств о (3-7 лет), младший школьный возраст (11-15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет). Есть и другие характеристики, которые в целом схожи.

    Для каждого такого этапа развития характерны фазы: адаптации (приспособления), индивидуализации и интеграции/дезинтеграции.

    Иными словами, развивающаяся личность проходит через отождествление и/или уподобление родительским и социальным нормам/правилам и, соответственно, разотождествление с таковыми в результате внутренних противоречий и их несоответствия собственным взглядам и представлениям.

    Именно в процессе индивидуализации, а затем и интеграции развивается рефлексия , как самоисследование, самоосознание, самоанализ и, как следствие, переосмысление себя, своих мыслей, и действий в контексте сложившихся жизненных условий и обстоятельств.

    То есть, весь период индивидуального развития человека, в той или иной мере является последовательностью ступеней или фаз, для которых характерна «субъективность», как её именуют в антропологической психологии . В этой субъективности, по В. И. Слободчикову, 5 ступеней , лежащих в основе онтогенеза человека:

    • ступень «оживления» – от рождения до 1 года – целостное осознание собственного тела;
    • ступень «одушевления» – от 1 года до 6 лет – первая самостоятельность и личное обособление – «Я сам»;
    • ступень «персонализации» – от 7 до 18 лет – развитие самооценки и становление личности;
    • ступень «универсализации» – от 20 до 40 летразвитие подлинной ответственности, духовное саморазвитие;
    • ступень «универсализации» – от 45 до 65 лет и более – кризис самости, период духовной зрелости, всеобщая событийность.

    По сути, все системы категорий, рассматривающих человека не только как развивающуюся личность, но и духовно ориентированную индивидуальность усматривают определённые тенденции, соответствующие возрастным периодам.

    Я же в этой статье попытаюсь дать такую характеристику, которая бы раскрывала человека, как душу, проявляющуюся через , даже если это раскрытие и неосознанно. И сделаю это, исходя из , а также и её особенностей, свойственных разным возрастным периодам.

    СЕНСИТИВНОСТЬ. ДУШЕВНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

    Неоднозначная трактовка сензитивности в психологии понятна, ибо рассмотрение личности в отрыве от души, как управляющей структуры индивидуальности, лишает целостного взгляда.

    Вот несколько трактовок сенситивности:

    • Сенситивность, сензитивность или чувствительность (от лат. sensus - чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители.
    • Повышенная чувствительность/тревожность с выраженной боязнью нового (ситуаций, испытаний и пр.).
    • Робость, застенчивость, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, повышенная моральная требовательность к себе.
    • Сензитивность как акцентуация характера (К. Леонгард, П. Б. Ганнушкин) – повышенная впечатлительность, боязливость, обострённое чувство собственной неполноценности.

    Вся эта, так называемая чувствительность, в основе которой эмоциональные и умственные реакции, предтеча для более тщательного и глубинного рассмотрения духовной природы человека. Иными словами, существует три вида чувствительности , которые и лежат в основе всех психологических систем, рассматривающих человека . Это:

    • Физическая (телесная) сензитивность – чаще всего рассматривается в психосоматической медицине и психиатрии – связана с центром у основания позвоночника (муладхара) и активностью эфирного тела.
    • Эмоциональная сензитивность – наряду с психосоматикой и психиатрией, является предметом изучения практической психологии и психотерапии – «ответственен» сакральный центр и центр солнечного сплетения.
    • Ментальная сенситивность – характеристика из категории патопсихологии и психопатологии – в крайних её проявлениях – сверхактивность центра солнечного сплетения и горлового центра (вишудха).

    Все эти виды чувствительности, есть не что иное, как реакция астрального, физического и реже, ментального тел на чрезмерную активность и перевозбуждение выше обозначенных центров. Главный из них – солнечное сплетение – клоака эгоистических желаний и амбиций, , злости и раздражения, а также сакральный центр (пупочный) – горнило не преобразованной и не трансформированных сексуальных импульсов.

    Сверхчувствительность телесная или кинестетическая не есть нарушение, но результат утончения физических проводников в условиях .

    Поделиться