Теперь выпита другим но мне осталось. Сергей Любавин – Пускай ты выпита другим, но мне осталось, мне осталось, волос твоих стеклянный дым, и глаз осенняя у. К кому обращены стихи

«Пускай ты выпита другим…» Сергей Есенин

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными — кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.

Анализ стихотворения Есенина «Пускай ты выпита другим…»

В 1923 году Сергей Есенин знакомится с актрисой Августой Миклашевской, которая не только становится его любовницей, но и разрушает брачный союз поэта с танцовщицей Айседорой Дункан. Скоротечный роман заканчивается помолвкой, однако вскоре пара расстается по инициативе Есенина, который понимает, что вновь стал жертвой собственных иллюзий, приняв увлечение за любовь. Тем не менее, за те несколько месяцев, пока Есенин и Миклашевская живут под одной крышей, поэт создает цикл лирических произведений под названием «Записки хулигана», посвященный своей избраннице. Среди них – стихотворение «Пускай ты выпита другим…», наполненное нежностью и легкой грустью. Следует отметить, что Августа Миклашевская к тому моменту была не только состоявшейся актрисой, но и зрелой женщиной, успевшей побывать замужем и воспитывающей сына от одного из своих многочисленных любовников. Поэтому, создавая образ своей избранницы, поэт отмечает ее «волос стеклянный дым» и «осеннюю усталость» глаз.

Но именно такой эта женщина нравится поэту еще больше. Ведь рядом с ней Есенин начинает по-настоящему взрослеть и гордо заявляет: «Я прощаюсь с хулиганством» . Ему горько осознавать, что юность осталась в прошлом, а зрелость все еще не хочет вступать в свои права, хотя «уж сердце напилось иной, кровь отрезвляющею брагой». Есенин не может представить себя солидным и степенным мужчиной, хотя и понимает, что время подростковых шалостей и пьяного угара безвозвратно уходит. О том, что будет дальше, автор не хочет думать, так как интуитивно чувствует, что его жизнь близка к завершению. Поэтому и появляются строки, совершенно нетипичные для поэта в которых он проявляет удивительную покорность. «Теперь со многим я мирюсь, без принужденья, без утраты», — отмечает Есенин. И эта фраза указывает на то, что внутренне поэт меняется под влиянием женщины, ставшей частью его судьбы. Он даже убежден, что она «одна, сестра и друг, могла быть спутницей поэта». Правда, не уточняет при этом, что их совместный путь будет слишком коротким. Все дело в том, что очень скоро Есенин поймет: хулиганство для него является не символом молодости, а образом жизни . И если настало такое время, когда шумные компании, драки и нелепые выходки уже не привлекают поэта, то это означает лишь одно – смерть уже стучится в его дверь, и ее «приход неприхотливый» скоро расставит все по своим местам.

Исследователи биографии и творчества Есенина так и не пришли к определенному выводу, что же именно происходило в отношениях между поэтом и актрисой, однако их следствием стал знаменитый цикл стихотворений «Любовь хулигана».
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что существуют предположения и о других возможных адресатках того или иного стихотворения цикла, ведь женщин вокруг Есенина всегда было много. Но именно за Миклашевской закрепилась репутация той единственной женщиной, которая в итоге сумела устоять перед обаянием и напором поэта.
Августа Миклашевская прожила долгую жизнь, пережив Есенина на полвека. Она отказывалась читать со сцены посвященные ей поэтом стихи, но оставила достаточно интересные воспоминания о периоде их знакомства.
И, разумеется, остался обессмертивший имя Миклашевской цикл есенинских стихов.

* * *
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными - кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.
1923

Читает В.Аксенов

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»

Корабли плывут в Константинополь.
Поезда уходят на Москву.
От людского шума ли, от скопа ль
Каждый день я чувствую тоску.

Оттого при встрече иностранки,
Я под скрипы шхун и кораблей
Слышу голос плачущей тальянки
И далекий окрик журавлей.

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Волос твоих стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

Льется дней моих розовый купол.
В сердце снов золотистых сума.
Много девушек я перещупал,
Много женщин в углах прижимал.

Так чего ж мне ее ревновать.
Так чего ж мне болеть такому.
Наша жизнь - простыня да кровать.
Наша жизнь - поцелуй да в омут.

Я не знал, что любовь - зараза,
Я не знал, что любовь - чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

Я б на веки забыл кабаки,
И стихи бы писать я забросил
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цвета в осень.

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Волос твоих стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

Пускай ты выпита другим...

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными — кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.

Анализ стихотворения «Пускай ты выпита другим» Есенина

Талантливому поэту Есенину нравилось писать о любви и природе. Начало всегда было радостным, а конец грустным. Стихотворение «Пускай ты выпита другим» посвящается актрисе Миклашевской. Поэт любил ее, но она отдала сердце другому.

Стихотворение отлично раскрывает влюблённого лирического героя, который прощается с прошлым разгульным образом жизни. Любовь передаётся с помощью чувств героя, который нашёл понимающую спутницу. Она способна понять, прочувствовать и поддержать творческого человека. Мужчина представляет в образе героини не только любимую женщину, которая могла бы быть его спутницей, но также верного друга и понимающую сестру. Хоть она и останется с ним не навсегда и их путь будет коротким, но того присутствия будет достаточно, чтобы многое понять.

Лирическому персонажу пришлось попрощаться с насыщенной молодостью, драками в пьяном состоянии, вспоминая с грустью хулиганские годы. Но он это принял в светлом настроении, с достоинством, покорностью и спокойствием, без принуждения и сожаления, отпуская юные годы и встречая мудрую и осознанную жизнь. Также появляется внутреннее ощущение, что это принятие происходит благодаря влиянию любимой женщины, которая стала частью его судьбы. Когда раскрывается тема прощания с бурной молодостью, у героя появляется интуитивное чувство неотвратимого конца, завершения жизни, начинаются размышления о жизненных ценностях и приоритетах. Все кажется совсем другим. Становится понятно какие акценты нужно было расставить.

Героиня же представлена в образе женщины в зрелом возрасте, у которой присутствует осенняя усталость во взгляде. Цвет волос изображается в виде стеклянного дыма. Но именно такой внешний вид очень нравится мужчине. Самое главное то, что она способна влиять и менять его изнутри. Скоро придёт понятие, что хулиганские поступки и шумная компания были не символом молодого возраста, а образом жизни. Настало время, когда глупые выходки и пьянство уже не привлекают. Душа героя становится взрослее и мудрее. В то же время, хоть ошибки юности проходят, но солидность и степенность, пока ещё не наступили.

Стихотворение поэта проникнуто печальным прошлым. Сергей Есенин даёт понять, что в жизни происходит не все так, как хочется. Только при наступлении зрелости можно грамотно расставить акценты. Любимая женщина помогает главному герою прийти к мудрости.

В 1923 году происходит очередной излом в судьбе Сергея Есенина – он знакомится и закручивает роман с Августой Миклашевской, что становится причиной расхода с Айседорой Дункан. Чем была Августа лучше Айседоры, я оставлю на усмотрение автора строк, анализ которых сегодня и проведу, отмечу лишь, что новой мимолётной любви Сергей посвятил несколько стихотворений, «Пускай ты выпита другим» одно из них.

Августа была на 4 года старше Есенина, она актриса Камерного театра и меняла любовников как перчатки. Возможно, Сергея притягивал в ней опыт женщины, возможно, он воспринимал её как переходный этап между новой жизнью и Айседорой. Так или иначе, но они прожили под одной крышей несколько месяцев, затем расстались по инициативе Есенина. Эти отношения втянули Августу в историю, иначе ей не нашлось бы места в Википедии. Простите за вольное отступление, возвращаемся к анализу.

К кому обращены стихи

Стихотворение обращено к Августе, в нём есть тонкая доля упрёка и немного благодарности. Начальная строка:

Пускай ты выпита другим

Говорит о недобром опыте Миклашевской, поэт был у неё далеко не первым и не последним любовником. В первом же четверостишье автор упоминает осеннюю усталость глаз, что говорит о возрасте Августе вкупе с её «жизненным» опытом.

Прощание с хулиганством

Далее поэт начинает рассказывать о себе. Есенин отдаёт дань должного своему возрасту осени и обещает попрощаться с хулиганством. Поэт видит своё хулиганство, как порок молодости, а её он уже перерос. По крайней мере, так Сергею Александровичу кажется на фоне отношений с Августой. Только позже поэт признается, что хулиганство – это не тень молодости, а образ жизни и расстаться с ним он не сможет.

Бестрепетно сказать могу,

В эти несколько месяцев близких отношений с Августой Есенин реально начинает видеть мир по другому. Это заметно из строк:

Иною кажется мне Русь,
Иными - кладбища и хаты.

Ещё два года

К сожалению, иной взгляд на мир закончился вместе с романом, Сергей вернулся к старому самому себе, снова попытался обрести уходящую молодость в спиртном и хулиганстве.

В последнем куплете Сергей мечтает о постоянстве (не первый раз) и ещё раз повторяет желание расстаться с хулиганством. Мечты прожили ровно столько, сколько продлился роман с Миклашевской, впереди у Сергея было ещё более 2 лет жизни, ещё несколько романов и один брак (Толстая) + десятки стихов и вереница кабаков. Постоянства поэт так и не обрёл.

Красивое лирическое стихотворение Есенина, несколько выпадающее из общего ряда работ поэта, но притягивающее гармонией строк, красотой рифмы и неподдельной искренностью.

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.

И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.

Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными - кладбища и хаты.

Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.

Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.

Напоследок предлагаю песню на стихи Есенина в исполнении Александра Новикова

Поделиться