Когда дети учатся читать. Когда начинать учить ребенка читать: советы психолога. Складываем буквы в слоги

Зависть - очень плохое чувство? Мне оно мешает нормально общаться с друзьями.

Безумно завидую тем, у кого есть помощь с ребенком, бабушки под боком, у кого мужья приходят в 7 вечера и занимаются ребенком. Прям ужас как завидую. В голове крутится - ну а мне за что все это, муж работает до ночи чуть ли не без выходных, сменить работу невозможно.

Бабушки есть, одна сидит раз в месяц, другая вообще не хочет, не заставить. Все сама, с ребенком 24/7, причем решаю все домашние проблемы, так как мужу некогда. А подруги жалуются, мол, мама всего 3 раза в неделю приходит. Всего по 15 тысяч в месяц помогают (нам никто денег не дает, все сами).

Просто плакать хочется. И если честно - не общаться с ними. Потому что эмоции от этого всего испытываю просто наинеприятнейшие. У кого-то так было? Как перестать завидовать тому, что я не в силах изменить в своей жизни?

222

Коза Агата

привет. перед Новым годом создавала темку-предложение: отправить энную вещь в путешествие от форумчанки к форумчанке (ну или к форумчанину). вроде бы многие были не против. теперь давайте уточним детали
энную вещь предлагаю вот, символ год собственноручного творения (еще может ее подделаю, хвост поглажу )

теперь что хотела спросить
1. как нам помечать ее путь? наклейки или путевой блокнот с ней посылать? ну где обозначены места пребывания? завести путевой лист? в карман ей записки пихать (но она не такая большая). у кого какие мысли, давайте решим
2. Имя? нужно ж ей имя. я думаю может со словом форум созвучно - Фима, Фома? Фрося? или вообще из другой области? кто что думает?
3. ну и собственно давайте выбирать, куда она отправится сейчас. повторю, хотелось бы недалеко, чтобы пересылки были короткими (и не такими дорогим), тогда больше мест посетит наш символ за год.
территориально кто не против поучаствовать - отзывайтесь: Алтайский край, Новосибирская, Кемеровская области, Восточный Казахстан, республика Алтай.
условия в комментарии напомню

183

Ирина Ирина

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, сложилась такая ситуация:
Ребенку на следующий год в школу. В школе несколько видов классов. То здание где классы общеобразовательные без углубления изучения предметов находится дальше и через дорогу, а во дворе здание с классами с углубленным изучением математики или английского. Все это тасуется до 4 класса школы. Но уже сейчас просят указать пожелание по выбору вида класса. Так как подходит только здание где углубленное изучение, прямо таки не знаю в какой его записать. Английским ребенок занимается с 3х лет и делает не плохие успехи, но с другой стороны если он занимается с репетитором может есть смысл отдать в математические классы и там его подтянут? Склад ума как таковой у сына я определить не могу. Учительница нач школы говорит что по общим предметам он идет ровно. Подскажите может быть есть какие то тесты для этого или у кого то была такая ситуация.

164

елена погодина

Опишу коротко (постараюсь):
Мы семья 3 человека,я, муж.ребенок 10 лет и ждем еще крошку. Решили расширить жилье. Купить двушку. В том районе.где мы сейчас живем, цены на жилье выросли в связи со строительством метро, Двушку не купить за те деньги,на которые мы рассчитываем,или вообще убитую и денег на ремонт не будет. В районе,где живет моя мама - тоже самое, только жилой фонд еще старше и выбирать приходится в основном из пятиэтажек. Там нет (или очень далеко от метро) квартир нужного нам метража (от 50 кв.м) и главное цена вопроса - надо до 9500000.
Мы выбрали район Марьино, подобрали квартиру, скоро сделка.
Так вот звонит моя мама вчера и давай орать на меня. Что мы идиоты, нас еще самих надо воспитывать, что так никто не делает, что покупать жилье надо рядом с кем то из родственников (или моих,или мужа) - чтобы помощь была. А я одна с двумя детьми закопаюсь, она приезжать не будет,ей ехать далеко, мой папа тоже не сможет, он стареет и тяжело ехать (хотя есть машина) - это ее слова.
Хотя я и не рассчитываю на их помощь, я ей об этом и сказала, но она не слышит т.к. походу вообще не воспринимает мои слова,считая их сразу или глупыми или неверными.
Моя свекровь помогать явно будет редко, она работает каждый день и есть еще свои дела. Я также не рассчитываю.
С первым ребенком розовые очки с меня сняли очень быстро - моя мама не приезжала (хота, когда я беременная ходила - обещала многое) - ей далеко, но брала ребенка к себе,когда я вышла на работу,чтобы больничные не брать часто,но выносила мне каждый раз мозг,что он (ребенок) то не умеет,это не так делает, короче, ее помощь мне потом выходила боком, каждый раз до слез меня доводила. Сейчас,когда ребенок болеет, приезжает мой папа. Сидит с ним. Свекровь работала и работает, берет ребенка, когда ей удобно. Это все к чему я - чтобы не думали,что я люблю спихнуть ребенка на бабушек и наслаждаться жизнью. И в дальнейшем, не рассчитываю на них. Но моя маман решила,что мне точно будет нужна помощь,я точно не справлюсь. Вот прям установку как будто ставит такую. Стараюсь не нервничать.
Так вот вопрос - я реально не права, что так далеко уезжаю от них от всех. Реально надо купить жилье хуже по качеству,но ближе?

146

Аноним

Я разведена, воспитываю двух детей, муж платит по 5000 алиментов на каждого. Еле-еле хватает на жизнь. Зарплата у меня так себе. Не библиотекарь, но почти. Сил получать ещё образование нету, и времени тоже нет, работа и дети и все.
И моя подруга. У нее блестящее московское образование, но проработала она недолго (в крупном банке не на самой последней позиции), потом встретила своего мужа, он очень обеспеченный человек. Родили девочку со слабым здоровьем, поэтому подруга на работу возвращаться не планирует.
У нее теперь есть все, отчем я мечтала. Коттедж с камином. Личная машина. Если не может ехать сама, всегда может попросить шофера мужа подвезти. Путешествия по миру три раза в год. Любые самые стильные шмотки. Косметолог, стилист, личный массажист.

И я такая по пробкам после работы возвращаюсь с авоськами. А она мне звонит: Мась, поговори со мной, мне грустно! У меня пятая шубка не помещается в гардероб (условно). Меня это бесит, бесит, бесит!
Больше всего завидую ее мужу. Спокойный, очень ответственный, на жену и дочку смотрит с обожанием. Цветы, подарки. Целует в плечо, просто проходя мимо. Предлагает нанять домработницу, чтобы ей было полегче. Полегче!! Она вообще не работает, какие трудности??
И вот вчера я видела ее мужа с другой женщиной. Они за столиком сидели, держались за руки, смотрели друг другу в глаза. Точно не деловая коллега, так на коллег не смотрят. Меня увидел, руки спешно убрал, я сделала вид что его не заметила, прошла мимо. Теперь борюсь с желанием позвонить предупредить подругу. А про себя думаю: наверное я зря завидовала все это время, к хорошему быстро привыкаешь. А что она будет делать, если всего этого лишится.

143

Сейчас принято считать, что начинать полноценное обучение ребенка нужно с 6-7-летнего возраста. Дошкольник в этом возрасте уже достаточно самостоятелен, способен ухаживать за собой, умеет и понимает многое. Активное восприятие ребенка увеличивается, и достигает 7-10 минут. Все это означает, что малыш готов к обучению. Но начинать готовить его к этому моменту нужно задолго до школьного возраста. Сегодня предлагаю обсудить, когда начинать учить ребенка читать, и как сделать это лучше всего.

В каком возрасте нужно учить ребенка читать?

В последнее время появилось немало педагогических и психологических исследований на тему, когда начинать учить ребенка читать. Авторы этих исследований, практически в один голос настаивают на том, что обучение ребенка следует начинать в самом младшем дошкольном возрасте. Как утверждают ученые мужи, наилучшим для этого моментом, считается трехлетний возраст малыша. Нельзя не согласиться с очевидным фактом, что ребенок в трехлетнем возрасте кажется совсем крошечкой. Поэтому, предвидя удивленный вопрос родителей и возмущение «Зачем так рано?», предлагаю разобраться в этом подробнее, прежде чем говорить о том, как ребенка научить читать. Для начала хочется отметить, что ответ кроется в некоторых, уникальных особенностях развития ребенка именно в этом возрасте.

Психологические особенности деток в 3 года

Психологи считают возраст 3-х лет кризисным в отношении развития ребенка. Именно в это время Ваше чадо окончательно формируется как личность. Безусловно, малыш еще очень многого не умеет, а, следовательно, заниматься полноценным обучением в этом возрасте пока рановато. Зато Ваша трехлетняя кроха уже вовсю познает мир и осознанно заявляет о собственном «Я». Данный период развития маленького человечка носит вполне соответствующее название – «возраст почемучки». Детки, уже научившиеся разговаривать, начинают с большой активностью познавать окружающий мир и впитывают в себя все как губка.

Пространственное мышление, логика и память

Очень важно этот этап развития малыша не пропустить, ведь именно начиная с трехлетнего возраста, происходит формирование задатков логического и пространственного мышления. То есть, ребенок начинает образно мыслить, понимать, что предметы объемные, может их описать и представить. Логическое начало развития проявляется в тот момент, когда Ваша дочь или сын начинают задавать череду вопросов, которые вытекают один из другого. К примеру, диалог подобного типа:

– Мама, что это? – спрашивает малыш, показывая на «лежачего полицейского», через который перекатывается с осторожностью автобус.
– Малыш это «лежачий полицейский», – говорите Вы.
– А почему лежачий? – снова спрашивает он.
– Потому что на дороге лежит.
– А почему полицейский? – ни как не угомонится малыш.
– Потому, что его так назвали.
– А кто его так назвал…..

Кроме логического и пространственного мышления у ребенка в трехлетнем возрасте активизируется память. Ребенку очень важно запомнить непременно все ответы, которые он получил на свои вопросы. Именно поэтому малыш может многократно и неустанно спрашивать одно и то же у родителей. Он учится, он познает, он запоминает. Все что требуется от Вас – это только помочь своей крохе в этом. Это идеальный момент, когда начинать учить ребенка читать. Воспользуйтесь этим и «возраст почемучки» позволит достаточно легко научить ребенка основам чтения.

Для чего учить ребенка читать в 3 года?

Есть, как минимум три аргумента в пользу начала обучения чтению малыша с трехлетнего возраста.

Во-первых, так Вы разовьете память, логику и воображение ребенка – для чего необходимо, думаю, объяснять не надо.

Во-вторых, сможете значительно расширить кругозор Вашей крохи, а значит, заложите основы умения общаться и не просто отстаивать, а аргументировать свою точку зрения.

В-третьих, избежите серьезных проблем, которые могут незаметно наступить через 3 года тогда, когда Ваш малыш пойдет в школу. Ведь в первом классе читать понадобится не один только букварь, а также и условия задачек по математике. Можете представить, сколько будет уходить у него времени, чтобы прочитать условие, осознать прочитанное и приступить к решению. Другие детки за это время смогут уже и переписать задачу в тетрадь, и приступить к ее решению. Пусть Ваш малыш отличается от других, чем-то хорошим.

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

«Это невозможно в 3 года!», – парируют некоторые родители, и будут неправы. Еще как возможно и при этом без каких-либо психологических травм для ребенка, без корпения над букварем и значительных усилий.

Учим буквы.

Очевидно, первое, что должно быть в Вашем плане, цель у которого, как ребенка научить читать – это выучить буквы. Чтение без знания букв просто невозможно. И уже здесь есть одна маленькая, но очень важная особенность, не зная которой можно только усугубить процесс обучения малыша. Когда Вы озвучиваете буквы ребенку, ни в коем случае не проговаривайте их следующим образом: «вэ», «гэ», «дэ» и прочее. Нельзя этого делать, если хотите быстро научить ребенка читать. Буквы произносить для ребенка следует так, как они звучат – не названия букв, а их звуки: «в», «г», «д» – четко и отрывисто, когда это согласные и слегка растягивать гласные звуки: «а-а», «и-и», «ю-ю»….

Если же нарушите это простое правило, тогда ребенку будет сложно соединять буквы в слог, он не сможет делать этого долгое время, так как просто понимать не будет, почему букву «вэ» или «гэ» в слове следует произносить иначе. Почему, например, слово «мама», должно читаться именно так, а не «мэамэа». Объяснить ему потом, разницу между названиями букв и самими буквами будет сложно, он будет теряться, расстраиваться, и может просто невзлюбить и чтение, и обучение в принципе.

Обязательно повесьте в комнате дочери или сына красочный красивый плакат с алфавитом. Приобрести такой, можно легко в любом канцелярском или книжном магазине. С помощью наглядности Вы сможете активизировать и тренировать пассивную память малыша, так как ребенка будет всегда на буквы «наталкиваться» взглядом, и подсознательно запоминать их. Такова особенность детского восприятия, основанная на тяге ко всему яркому и интересному: картинкам, рисункам, цветам, бабочкам.

Вне зависимости от возраста ребенка, он нуждается в ярком, наглядном, методически грамотно составленном материале. Эффективные наглядные пособия для того, как быстро научить ребенка читать – это красочные кубики с изображенными буквами и картинками (можно и только с буквами). Отлично подойдут пластмассовые буквы (включающие полный алфавит, который выполнен в нескольких цветах, например, разделяя гласные и согласные разными оттенками). Идеальный выбор – алфавитный набор со специальной магнитной доской, или набор букв разного цвета на магнитиках, например, для построения слогов, слов и предложений, крепя их на холодильнике. Хорошим подспорьем для того, как научить читать ребенка служат раскраски с буквами и прочее.

Складываем буквы в слоги.

Очень важно понимать родителям малыша, как ребенка научить читать правильно, ведь от этого напрямую зависит, насколько дошкольник будет быстро ориентироваться в каких-то других предметах. Когда малыш запомнит буквы, смело начинайте складывать их в слоги.

Для того, как быстро научить ребенка читать, не затянув этот процесс на долгие месяцы, рекомендуем купить буквы или сделать самостоятельно алфавит из картона. Делая самостоятельно, не забудьте раскрасить согласные и гласные звуки в разные цвета, так ребенок и поймет, что они отличаются и сможет легче и быстрее ориентироваться, когда нужно будет искать нужную букву в их многообразии.

Как быстро научить ребенка читать по слогам играючи.

Очень важно, чтобы занятия с малышом непременно были построены в виде игры. То есть, учить ребенка читать мы будем играя.

Например, сыграйте с малышом в «веселый лифт». Для этого постройте столбик из 6-7 букв, согласных, выложив их в высоту в ряд на полу, а для составления слогов возьмите для начала букву «а». Данный столбик пусть будет своеобразным «лифтом» в домике, а буква «а» – «кабинкой» этого лифта. Начинаем веселое «катание буквы». Перемещайте «а» по «лифту», размещая возле каждой согласной буквы, озвучьте слог, попросите Вашего малыша повторить его. Доберитесь до самого верхнего этажа, а затем пустите «кабину» ехать вниз. Проговаривайте поочередно каждый слог.

Позвольте малышу первому назвать, то, что он прочитает, но не давите на него, если не сможет сделать это сразу, и не затягивайте ожидание – подскажите ему или просто напомните, и двигайтесь дальше. Не заостряйте внимание на неудачах и воодушевленно хвалите за то, что ему удается.

Отводить на игру нужно столько времени, сколько малышу будет интересно этим заниматься. Потом игру на один-два дня отложите, а затем достаньте снова. Подобная форма обучения ребенку не надоест, поэтому малыш будет все новые слоги читать с интересом.

Как только, Ваша дочурка или сынишка сможет самостоятельно прочесть простые прямые слоги, переходите слогам к обратным. Пусть теперь буква «а» «путешествует» перед согласными буквами, образуя слоги «аб», «аг», «ад» и прочее. Разложите буквы свободно, теперь «а» в вашей игре будет «лодочкой», а согласные буквы – «пристанями». С помощью такого «звукового кораблика» Вы сможете учить ребенка читать обратные слоги, а это означает – краткий путь к полноценному чтению сначала слов, предложений, а затем детских сказок и мировой литературы.

Как научить читать ребенка, осознавая смысл слов

Буквально через два-три месяца регулярных занятий Ваша трехлетняя кроха сможет уверенно читать слова по слогам в красочном букваре или другой яркой книжке, адаптированной специально для дошкольников.

Начинать учить ребенка читать слова целиком нужно после того, как малыш научился воспроизводить слоги. Для начала лучше предлагать для чтения слова, слоги в которых состоят из двух букв, то есть открытые слоги: «ма-ма», «ка-ша», «по-го-да», «ра-бо-та». На первых порах не предлагайте малышу слова длиннее трех простых слогов. Подключайте смесь из обратных слогов: «юла», «яр», «ил», и тому подобных. Затем изучите слова с закрытыми слогами: «дом», «сом», «ком». После того, как это начнет хорошо получаться у ребенка, можно переходить к более длинным и сложным словам в сочетании разных слогов: «домик», «мышка», «сестра», «школа», «стручок», «ручеек».

Обязательно обсуждайте с ребенком каждое из прочитанных им слов. Повторяйте это слово вместе, нарисуйте рисунки, изобразив данный предмет, или событие, о котором малыш только что прочитал. Это опять-таки добавит в процесс обучения игровой момент, сформирует образы и воспоминания связанные с этим словом, а, значит, помогут ему при встрече с этим словом в следующий раз, прочитать его быстро и без усилий.

Таким образом, вы сможете не только быстро научить ребенка читать до 3,5 лет, причем довольно уверенно, а также добьетесь того, что малыш полюбит процесс чтения, зародите в нем тягу к знаниям и учебе. Безусловно, приобретенный навык необходимо будет постоянно поддерживать, поэтому старайтесь регулярно заниматься со своим умным сынишкой или сообразительной доченькой. Научившись в трехлетнем возрасте читать, придя в школу, ребенок будет читать книги бегло, и уже в первом классе сможет радовать Вас и своего учителя правильным, выразительным чтением. Конечно, учить ребенка читать не легко, но Ваши усилия и потраченное время окупятся с лихвой, ведь он – Ваше будущее, а заботиться о будущем нужно сегодня.

И еще немного о том, как ребенка научить читать:


Большинство родителей жалуются на то, что их дети не любят читать. Современное поколение предпочитает гаджеты. Что же делать? Как научить ребенка любить книгу?

— «Хочу гулять!»

— «Пока не прочитаешь двадцать страниц книги за компьютер не сядешь, и гулять не пойдешь!» К сожалению, подобный диалог можно услышать во многих семьях. Если и вы, таким образом, пытаетесь привить своему ребенку любовь к чтению, то смеем вас заверить — у вас ничего не получится.

Из-под палки, по принуждению невозможно пробудить в ребенке любовь к книге.

Процесс чтения должен доставлять ему удовольствие. Как этого добиться? В этой статье мы попытаемся ответить на этот вопрос, опираясь на педагогический опыт и советы детских психологов. Но для начала давайте определимся с понятием «раннее развитие ребенка» и поговорим о современных методиках такого развития. Молодые мамы неизбежно сталкиваются с целой лавиной самых разных мнений по этому поводу. Одни — утверждают, что процесс обучения ребенка должен начинаться с первых дней его появления на свет. Другие – уверены, что раннее развитие приносит больше вреда, чем пользы.

Бесспорно, мы живем в высокотехнологичном мире. И этот мир безжалостен, он требует адаптации интеллекта даже от детей. Неудивительно, что многие молодые мамы, узнав о новомодных методиках раннего развития, пытаются применять их на практике. Например, они начинают прививать своему чаду любовь к чтению прямо с пеленок. Вредны ли современные методики раннего развития для детей или полезны? Попробуем разобраться.

Когда и чем может быть вредно ранее развитие?

  • Бесспорно, ранний возраст (от 0 до 6 лет) самый важный этап, определяющий будущее развитие человека.
  • Ученые утверждают, что недостаточная стимуляция мозга малыша в этот жизненный период может привести к необратимым негативным последствиям.
  • Нейрофизиологи, основываясь на результатах своих исследований, авторитетно заявляют, что основные нейронные связи в мозге ребенка формируются в возрасте до трех лет.

Научные исследования о пользе раннего развития

Именно вышеописанные научные открытия побудили японского бизнесмена Ибука Масару разработать собственную методику и издать книгу «После трех уже поздно». В этой книге японский инженер доказывает, что одаренность любого ребенка зависит от правильно организованной окружающей среды и родительских усилий. Ибука Масару разработал свою методику, опираясь на научно доказанный факт – детский мозг способен в разы больше впитывать информации, чем мозг взрослого человека. Книга получила большую популярность во всем мире. Есть много сторонников данной методики, но имеются и ярые противники.

Безусловно, все мамы стремятся развивать своих малышей не только физически, но и умственно. И делают это с помощью книжек, общения, развивающих занятий. Некоторые родители, вооружившись кубиками Зайцева или карточками Г. Домана, приступают к вполне серьезным занятиям со своим малышом. Что это? Личные амбиции, стремление воспитать гения, желание удивить подружек? Малыш, который в три года умеет читать – ведь это здорово! Не уверены!

Негативные последствия раннего обучения

К сожалению, разговоры о вреде раннего обучения детей – это реальность, а не миф. И об этом говорят многие специалисты. Чаще всего с отрицательными последствиями ранних образовательных «экспериментов» сталкиваются врачи-неврологи. Именно к ним обращаются мамочки с жалобами на те или иные нервные расстройства, неожиданно возникшие у ребенка. Малыш не хочет заниматься, капризничает, у него пропал аппетит, он не может сконцентрироваться. Что же послужило причиной таких изменений в поведении ребенка? Оказывается, мама около месяца назад начала обучать своего малыша (в возрасте одного года или полутора лет) чтению, счету. Но это еще не самые печальные последствия применения современных методик раннего развития.

  • Из-за перегрузки ЦНС в ходе занятий, у детей может нарушиться сон, появиться энурез, нервный тик, заикание.
  • Малыш может жаловаться на головные боли, у него могут наблюдаться серьезные эндокринные нарушения.
  • Обучающие занятия, не соответствующие возрасту малыша, могут вызывать у детей психическое перенапряжение.
  • Учеными доказано, что мозг ребенка развивается поэтапно. В последнюю очередь созревают зоны, отвечающие за восприятие абстрактной информации и за контроль эмоций и воли. Если мама пытается обучить грудничка азбуке или заставляет годовалого малыша заниматься по одной из обучающих программ, ничего хорошего ждать не приходится. Детишки в этом возрасте должны познавать мир, бегая и играя.
  • Несвоевременное развитие навыков чтения может привести к снижению «пластичности» мозга. Вынужденная замена несозревших нейронных цепей доступными, может в дальнейшем привести к торможению интеллектуального развития. Не стоит давать маленькому ребенку и заданий на логику. Ведь теменные области мозга, отвечающие за логику, полностью развиваются лишь к 13 годам.
  • Мы не станем слишком глубоко вникать в анатомические особенности развития детского мозга. Но не сказать о последствиях перегрузки несформированных лобных отделов мозга мы не вправе. Маленький ребенок может научиться читать, но это не принесет ему ни пользы, ни удовольствия.
  • Нарушения в развитии мозга могут носить необратимый характер, что в дальнейшем негативно скажется на умственных способностях ребенка. Такие детки, как правило, плохо учатся, легко отвлекаются на уроках, им трудно сосредоточиться на чем-либо. Они вялы, апатичны, их речь скудна, они с трудом воспринимают любую новую информацию.
  • Большинство детских врачей выступают против применения любых методик раннего развития детей. Но решать, конечно же, родителям.

Когда лучше начать учить ребенка читать — мнения специалистов

Самый лучший возраст для обучения

Оптимальным возрастом для обучения ребенка чтению считается период с 4-6 лет. К этому возрасту у детей уже в достаточной мере развит артикулярный аппарат, они умеют фиксировать свое внимание на поставленной перед ними задаче. Кстати, и времени до поступления в школу предостаточно.

Как понять, что ребенок готов к обучению: советы

Многих родителей интересует вопрос: «Можно ли самостоятельно без участия специалистов распознать готов ли ребенок к обучению?» Безусловно, можно. И сделать это совсем нетрудно. Чтобы занятия не были в тягость и доставляли удовольствие ребенку, он должен обладать некоторыми навыками и знаниями.

А именно:

  • У ребенка не должно быть логопедических проблем. Если малыш не выговаривает определенные звуки, родители должны показать его логопеду. Врач подберет необходимые упражнения для развития речи. Возможно, правильно произносить звуки ребенку мешает короткая уздечка языка. В стоматологической поликлинике хирург подрежет уздечку, и проблема будет решена. Для ребенка этот процесс проходит легко и практически безболезненно.
  • У ребенка должен быть развит фонетический слух. Малыш уже умеет распознавать звуки в слове.
  • Он прекрасно ориентируется в пространстве. Понимает значение слов: вправо, влево, вниз, вверх.
  • Малыш умеет говорить предложениями, может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать сказку.
  • Он проявляет явный интерес к чтению.

Обучение должно быть выстроено с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка. существует довольно много.

  • Одной из наиболее эффективных считается традиционная методика обучения чтению по букварю . Смысл занятий заключается в последовательном изучении букв, а затем и слов. Это очень кропотливая работа, которая требует усидчивости. Данная методика позволяет применять игровые моменты.
  • Кубики Николая Зайцева . Эта методика основана на сочетании согласной с гласной буквой и наоборот. Ребенок сразу изучает слоги.
  • Методика Г. Домана . При обучении используются картинки. Ребенок учится воспринимать слово целиком. Данная методика прекрасно тренирует зрительную память у ребенка.
  • Эффективными также считаются обучающие программы Е. Чаплыгина и В. Воскобовича .

Более подробно ознакомиться с данными программами можно на специализированных сайтах. Методики обучения чтению подбираются индивидуально в зависимости от психоэмоционального развития ребенка.

Как и когда учить читать гиперактивного и неусидчивого ребенка

Многие мамочки гиперактивных детей уверены, что научить их ребенка читать до школы невозможно. Однако это ошибочное мнение. Конечно, для неусидчивого ребенка нужно подбирать специальные методики обучения.

Например, обучение чтению по букварю Жуковой. Логопед Надежда Жукова предлагает интересную логопедическую методику складывания слогов. В букваре много красочных картинок, которые нравятся детям. Для родителей на страницах книги имеются подробные рекомендации. По мнению многих мам гиперактивных детей, данная методика (в отличие от многих других) позволяет заинтересовать ребенка.

Неплохие отзывы получила и компьютерная программа «Баба Яга учится читать». Эта программа представляет собой сказочную азбуку в стихах. Яркая мультипликация, забавная анимация, интересные волшебные герои способны привлечь внимание даже самых непоседливых детишек. Чтобы отыскать и вернуть буквы в азбуку маленькие игроки должны будут пройти десять непростых испытаний. В ходе этой игры дети не только научатся читать, но и попытаются составлять забавные стишки. На диске записано много музыки, непоседам непременно понравятся веселые песенки и озорные частушки.

  • Детские психологи рекомендуют родителям воспитывать усидчивость у детей с самого раннего детства. Гиперактивный ребенок не может усидеть на месте более пятнадцати минут. При выборе методики эту особенность необходимо учитывать.
  • Специалисты рекомендуют через каждые пятнадцать минут обучения давать ребенку время на отдых.
  • Начинать родители должны с чтения сказок вслух. Но взрослым не следует превращаться в «читающих рабов».
  • Как только ребенок втянется в процесс, инициативу нужно передать ему.
  • Слишком активным детям с нарушением внимания необходимо приобрести специальные развивающие игры. Их в продаже довольно много. Полюбив занимательные игры в слова, ребенок сможет плавно перейти к чтению.
Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был умным и сообразительным, хорошо учился в школе и мог получить перспективную образование. А для этого, считают некоторые мамы и папы, нужно чуть ли не с пеленок (то подгузников) учить малышей читать...

В мире существует много методик раннего обучения чтению. Основными педагоги считают системы Глена Домана, Марии Монтессори и Николая Зайцева. Конечно, каждая из них требует детального изучения. Вспомогательные материалы для этого легко можно найти и в продаже, и в Интернете. А вот чего вы не найдете «в свободном доступе», так это советов квалифицированных педагогов, которые знают нюансы методик раннего чтения. Именно поэтому мы обратились к Александру, заместителю директора по учебно-методической работе Института последипломного педагогического образования Киевского университета им. Б. Гринченко, кандидата психологических наук, доцента.

Методика Глена Домана

Возникла еще в 40-е годы XX в., Когда американский нейрофизиолог Глен Доман начал разработку программы реабилитации детей с поражениями нервной системы. Идея заключается в том, чтобы ребенок учился читать слова сразу, а не по буквам. Для этого родители красным цветом на прямоугольных карточках пишут большими печатными буквами названия предметов, которые часто видит ребенок. В продаже можно найти уже готовые карточки. Потом много раз показывают эти карточки ребенку, одновременно говоря слово. К тому же мама или папа одновременно показывают предмет, этим словом называется. Ребенок запоминает увиденное и услышанное и впоследствии сам начинает читать. Постепенно количество карточек увеличивается, а следовательно увеличивается и количество слов.

Методика Марии Монтессори

Итальянский педагог Мария Монтессори предложила способ, благодаря которому дети сами учатся читать, без помощи специальных пособий и азбук. По мнению Монтессори, сначала дети должны научиться писать, а не читать, поскольку малышей проще написать (т.е. нарисовать) букву. К тому же начинать следует с прописных букв, а не из печатных - круговые движения детям даются легче.
Начинается письмо по подготовке руки. Для этого детям предлагают штриховать рисунок и обводить рамочки. Монтессори большое значение придавала прикосновениям, поэтому малышам дают касаться мягких и пушистых букв. Параллельно с писанием детки учатся читать. Они составляют с помощью подвижного алфавита слова, а впоследствии и фразы. А еще позже рукописных букв переходят к печатным. Основным условием при этом является игра, использование сказки.
Упражнение игра начинается с презентации. То есть родители должны рассказать и показать, что можно сделать с определенными предметами: «Вот мягкие буквы. Будем обводить их пальчиком и называть ». Далее ребенку дают возможность поиграть с этими предметами, не мешая ей и не вмешиваясь. Завершается такая игра уборкой букв в коробку, книг - на полочку и тому подобное. Порядок - это также важный элемент методики Монтессори.

Методика Николая Зайцева

Эту методику Николай Зайцев создал еще в 80-е годы прошлого века для обучения чтению детей от 2-х лет, хотя некоторые родители дают кубики Зайцева детям, которым еще не исполнился годик. В основе системы лежит составной принцип. То есть обучение начинается не с букв, а со складов. При этом автор методики настаивает на лозунге: «Не учиться, а играть!». Именно поэтому основа методики - кубики. При этом Зайцев сделал ставку на зрительную, слуховую и тактильную память ребенка. Склады написанные на гранях кубиков, каждый из которых имеет другой цвет, размер и издают различные звуки, благодаря наполнителям внутри. Все сделано для того, чтобы у ребенка включались различные каналы восприятия. Большие по размеру - это кубики с твердыми складами, маленькие - с мягкими, железные - кубики со звонкими складами, деревянные - с приглушенными, «золотые» - с гласными и тому подобное. И буквы пишутся на кубиках разным цветом: гласные - голубым, согласные - синим и тому подобное.

Не навреди

С какого возраста начинать обучение с ребенком и по какой методике?

- К раннему чтению следует подходить индивидуально. Не существует методик для всех. Более того, ранний возраст является весьма опасным для любого обучения. Такая практика в 99% вредит, а не приносит пользы, и может стать непреодолимым барьером для обучения в будущем.

Большинство считает наоборот. В чем причина?

Это объясняется тем, что мозговые структуры и вообще физиология ребенка (особенно, раннего возраста) не настроены на получение большого потока информации. Я уже не говорю о его переваривании! А у нас, на мой взгляд, сейчас происходит коммерциализация, попытка убедить родителей в том, что чем раньше они начнут учить ребенка, тем быстрее добьются успеха. Однако за счет чего возможен этот успех? За счет того, что мы сокращаем малышей детство и забираем у него здоровье. Сегодня на 1000 детей врачи устанавливают 1400 диагнозов (т.е. у одного ребенка может быть одновременно несколько болезней). В наших школах уже в первом классе практически нет здоровых детей! Возникает вопрос: где мы теряем их здоровья? Ответ очевиден - еще в дошкольном возрасте.

Итак, ранним развитием, в частности обучением чтению, нельзя заниматься с маленькими детьми?

Конечно, можно! Но надо четко понимать, когда ребенок готов к этому. Лучше всего, когда ребенок сам выступает инициатором учебного процесса. Но вряд ли в три года он захочет, чтобы его учили читать. Есть другой подход - речь идет о умелом сочетание игры с элементами обучения в соответствии с возрастом ребенка.

Процесс чтения в психическом плане очень сложным для малышей, поэтому быстро получить результат невозможно. Необходимо большое терпение со стороны родителей и всякая моральная поддержка ребенка.

На ориентированные большинство систем, которые предлагаются для раннего чтения? Они пытаются акцентировать внимание ребенка на том, что она видит. То есть, прежде всего, речь идет о ее фотографическую память. В большинстве малышей действительно этот феномен. Они готовы им пользоваться. Но не много сегодня зрительной нагрузки на ребенка, начиная от компьютерных игр, телевидения, телефонов и тому подобное. Вот почему количество визуальной информации должно быть также хорошо обдуманной родителями.

Что выбрать?

Какая методика лучше: Глена Домана, Монтессори, Зайцева?

- Первая известна тем, что на предмет крепят его название, написанное большими печатными буквами. Ребенок постепенно фиксирует, как написанное слово, и отождествляет его с конкретным предметом. Метод требует терпения родителей и регулярных занятий.

Методика Зайцева интересна тем, что в отличие от системы Глена Домана, предлагает использование кубиков. В свое время выпускалось очень много разных кубиков с буквами, которые давали общее понимание алфавита. Но недостаток заключался в том, что это были отдельные буквы, составить из которых слово было сложно. Кубики Зайцева подобранные по частоте употребления в языке. К каждому комплекту есть специальная инструкция, которая объясняет родителям, как должно происходить обучение. Эта методика учитывает особенности ребенка. Здесь продумано все, начиная от размеров букв и цветов, задействованы различные анализаторы. Кроме того, методика Зайцева не стоит на месте, она развивается.

Недостаток методики обучения чтению с помощью целых слов о том, что ребенок использует свои возможности только как фотограф. Задействованы внимание, сосредоточенность, память. А в кубиках Зайцева - еще и мышление, эмоции, чувства. Потому что ребенок выступает как инициатор сбора, а это для нее гораздо интереснее и естественнее.

Впрочем почему мы хотим выбрать только одну методику? Я не уверен, что это даст результат. Возможен синтез нескольких методик. Кроме того, родители получат желаемый эффект только при условии систематических и приятных для ребенка занятий.

Откуда берутся минусы?

Обучение детей чтению

- Во-первых, чем младше возраст ребенка, тем короче должно быть время, отведенное на обучение. Для ребенка до 3-х лет занятие должно длиться не более 5-ти минут (потому что ей очень трудно сконцентрироваться). Дольше (до 8-10 мин.) Оно может продолжаться только при условии, что будет насыщен различными видами деятельности. Но достичь этого родителям нелегко, потому что не хватает методического и педагогического опыта. Часто проблема возникает из-за того, что нет системы в занятиях, без которой ребенок ничему не научится, так построен ее мозг.

Иногда взрослые ставят перед собой задачу научить ребенка читать, независимо от того, хочет она этого или нет.

Это худший вариант и, к сожалению, достаточно распространен. При таких условиях у ребенка возникает отвращение к учебе. Для нее актуальным является то, что она переживает за игру. Поэтому родители должны проводить занятия с элементами игры, а игру с элементами занятия.

Может тогда не стоит обучать чтению с детства?

- Стоит. Однако если с ребенком начали заниматься, скажем, в 2 года и 8 месяцев, то это не значит, что в 4 она будет читать. Все это достаточно индивидуально. Один ребенок созреет раньше, другая - позже. Но это не значит, что она является бестолковой либо не талантливой. Речь идет о том, что у каждого свой режим развития, и это родителям нужно обязательно учитывать. Только путь постепенности, системности и поддержки имеет успех. Но он является сложным.

Что можете предложить?

Мы почему-то считаем, что проблема здесь в технологии. Нет. Чтение - это, прежде всего, сопереживание. В начале прошлого века очень популярными были журналы для семейного чтения. Как жаль, что теперь их нет! Теперь же популярным стал семейный просмотр телевидения. При этом каждый переживает свое в себе. А вот во время семейного чтения происходит совместное переживание. Это различные психологические процессы. Кроме того телевизор предлагает сразу картинку. Зачем еще что-то представлять? Тебя это уже сделали. Ребенку, который не имеет собственного опыта, навязывают готовую картинку. Как следствие, исчезает потребность в развитии воображения, исчезают творческие способности.

Сейчас есть большое количество различных аудиосредств, которые в чем-то заменяют родителей: диски, компьютер. Но для детей важно, чтобы им читали папа и мама. В такие минуты они становятся ближе к ребенку. Если она слышит их голос или голос бабушки или дедушки, то они становятся родными. А если читает дядя или тетя из динамика, то наоборот - происходит отторжение родителей. Позже они не могут понять, почему дети их не любят. Причина проста - у нас мало времени для общения. А чтение - это также общение, сопереживание. Итак рецепт такой: должно быть книга, которая может заинтересовать малышей, и желание родителей ежедневно находить 10-15 минут, чтобы почитать ребенку. Если этого нет, то, конечно, мы можем научить малыша читать в раннем возрасте, дальше он пойдет в школу, но читать не будет. Почему? Потому формирования читателя происходит только одним путем: от слушателя - к читателю. Другого человечество еще не придумало.

Школьный возраст

В разных культурах ребенок вступал в школьный возраст в разное время.
Египетские мальчики, которых готовили к карьере писцов, начинали посещать школу с пяти лет.
В Древней Индии систематическое обучение ребенка мужского пола из касты брахманов (жрецов) начиналось в восемь лет, из касты кшатриев (воинов) - в одиннадцать, из касты вайшья (крестьян, ремесленников, торговцев) - в двенадцать. В этом возрасте мальчик покидал свою семью и переходил жить в семью учителя.
В древнем Китае школьное обучение начиналось с семи-восьми лет; в Древней Греции - с семилетнего возраста.
Однако поступление в школу было привязано к возрасту достаточно условно. Родители, по крайней мере, в Средние века, самостоятельно определяли, когда ребенка нужно отдавать учиться. На их решение влияло и финансовое положение семьи, и то и дело вспыхивающие эпидемии, и готовность ребенка жить без родных (практически все школяры в средневековой Европе учились далеко от дома).
Вот почему во французских коллежах XVI-XVII веков в начальном классе можно было встретить детей от 8 до 15 лет, а чаще всего в школу поступали в десятилетнем возрасте.

Обучение грамоте

Практически во всех культурах одной из главных задач школы было обучение грамоте. Начиналось оно обычно со знакомства с письменными знаками (буквами или иероглифами), которые ученики по образцу выцарапывали на глиняных или восковых табличках.
Обучение письму и чтению на протяжении всей истории цивилизации стоило детям многих страданий. Учиться было трудно, и это считалось закономерным. Учителя полагали, что корни учения должны быть горькими: лишь в этом случае можно оценить сладость его плодов. За неуспехи и нарушение дисциплины учеников били. Физическое наказание также было необходимым элементом обучения. Как гласила надпись на одном из древнеегипетских папирусов, «дитя [ребенок] несет ухо на своей спине, и нужно бить его, чтобы он услышал».
Казалось бы, это обычаи давно прошедших веков. Но многие родители и по сей день считают, что маленький ребенок должен учиться до изнеможения. Иначе к его занятиям невозможно относиться серьезно.

Метод обучения чтению по складам

В древнегреческой школе учились читать по складам: «бета-альфа - ба; гамма-альфа - га; гамма-ламда-альфа - гла» и т.д., перебирая всевозможные сочетания, пока дети не начинали узнавать склады с первого взгляда. Этим же методом пользовались и в России. Так, например, обучал читать воспитанников яснополянской школы Лев Толстой. И, как считал он сам и его ученики, довольно успешно. Толстой неодобрительно относился к внедрению в школьную практику новых звуковых методов обучения чтению и считал, что по складам дети обучаются читать легче.
Похожие высказывания мы встречаем у нашего современника - педагога Зайцева. Он вернул в педагогический язык уже подзабытое слово «склады».

Метод обучения целыми словами

Известные педагоги Борис и Елена Никитины отстаивали целесообразность другого старинного метода обучения чтению - метода целых слов. У каждого из детей их большой семьи в возрасте года появлялся альбом, куда записывались слова и коротенькие предложения. Ребенок учился узнавать их, как картинки, и скоро мог «прочитать» первую, специально для него написанную книжку. Никитины утверждали, что такое узнавание слов-картинок является хорошей подготовкой к настоящему чтению. Все их десять детей научились читать довольно рано - еще до поступления в школу.
Похожий метод чтения используется при обучении детей иностранному языку: наряду со звуковым значением букв ребенок заучивает написание и звучание целых слов.

Письмо должно предшествовать чтению

Вальдорфские педагоги считают, что письмо функционально предшествует чтению. Сначала надо научить ребенка писать, и только потом - читать. Аргументирует они свою позицию так: книгопечатанию в истории человечества предшествовал длительный период развития рукописной культуры. Ребенок в своем развитии должен обязательно повторить ступени развития человеческого общества - в этом залог психологической обоснованности методики обучения. Сначала ребенка нужно научить создавать и разбирать рукописные тексты, и лишь потом - печатные.
Такая позиция, конечно, может подвергнуться вполне обоснованной критике. Но если под письмом понимать не рукописное письмо, а «рисованное», то в таком подходе обнаружится много мудрого. Вспомните: малыши, знакомясь с буквами, прежде всего начинают их «писать». Как они сами говорят, «я умею писать печатными буквами». Ученые называют эти буквы «иероглифами», потому что они не написаны в буквальном смысле слова, а нарисованы. Некоторые дети исписывают рисованными буквами целые тетради, пытаются записывать сказки и истории. Подобные занятия нужно поощрять всеми возможными способами: они очень полезны и с точки зрения развития моторики руки, и с точки зрения усвоения графического образа буквы.

Сроки овладения грамотой

Исследователи отмечают, что сроки, необходимые для овладения чтением и письмом, во все времена определялись индивидуальными особенностями детей, установками педагогов и культурными традициями.
Так, французский культуролог и исследователь семьи и детства Филипп Арьес рассказывает, что маленького дофина - будущего короля Франции Генриха IV, жившего в ХVII веке, начали учить читать с трех лет. «В три года пять месяцев ему нравится листать Библию с картинками, кормилица показывает ему буквы - он знает весь алфавит… Начиная с четырех лет ему преподают письмо…Приносят письменный прибор и пример. (Примером называли образец, который надо было скопировать.) Он переписывает пример, точно копируя каждую букву. Очень доволен. Начинает знакомиться с латинскими словами…»
Но тот же Арьес рассказывал и о другом известном человеке средневековья - гуманисте и реформаторе образовательной системы Томасе Платтере. За десять лет своего бродяжничества по школам Европы (такой образ жизни вели многие «школяры») Платтер так и не выучился читать и писать. И лишь в возрасте 18 лет он нашел священника, который взялся обучить его грамоте. Томас выучил алфавит за один день и быстро освоил чтение и письмо. Овладение грамотностью завершило образование Платтера: ведь к 18 годам он знал наизусть множество текстов античных философов и отцов церкви, которые выучил со слуха, и мог вести «ученые» беседы.
Примеры из жизни знаменитых людей показывают, что никакой определенной связи между ранним обучением чтению и будущими великими свершениями не просматривается. Михаил Ломоносов, как мы помним, не был «ранним» учеником. А Альберта Эйнштейна по результатам современного тестирования следовало бы отдать в школу для детей с задержкой умственного развития: он плохо говорил, поздно научился читать и не успевал по математике.

Марина Аромштам

Поделиться